Влияние компьютерных игр на психику подростков

Загрузка...

"Злокачественная агрессия свойственна исключительно человеку, и она не порождается животными инстинктами. Она не нужна для физиологического выживания человека и в то же время представляет собой важную составную часть его психики"

Эрих Фромм

В настоящее время, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы о компьютерных играх. Компьютеры есть почти в каждой семье, а поэтому обращаться с ними дети учатся даже раньше, чем начинают читать. И все бы ничего, если бы они пользовались ими только с благой целью – например, в учебе или развитии логических навыков, но этим дети не ограничиваются. Значительная часть их свободного времени проводится за компьютерными играми. Только в Казахстане у 73% молодежи зарегистрирована компьютерная зависимость, из них 50% относятся к игровой.[1] А игры, в свою очередь, делятся на разные жанры. Один из них – «шутеры»[2] или «стрелялки», включающие в себя жестокие сцены насилия и убийств, кровь и сопровождающиеся характерными звуками в виде криков и воплей. Так есть ли связь между жестокостью в компьютерных играх и психическим состоянием играющих подростков? И если есть, то какова она?

Будучи очень актуальной, эта проблема давно и часто исследуется разными людьми, начиная со школьников и заканчивая кандидатами юридических наук. Например, в работе Райденко Марии и Самсоновой Софьи, юных исследователей природы, под названием «Влияние компьютера на успеваемость учащихся среднего звена» был поставлен вопрос о том, какими компьютерными играми увлекаются школьники, и влияет ли увлеченность компьютером на их психику. После проделанной работы они сделали вывод, что в зависимости от пола, дети выбирают разные жанры компьютерных игр: девочки больше отдают свои предпочтения логическим играм, играм-путешествиям, в то время, как мальчики играют в игры, «связанные со скоростью, насилием и стрельбой». Также их опрос показал, что чем старше становятся школьники, тем больше у них наблюдается агрессивность к сверстникам: с каждым годом она повышается в среднем на 16,5%.[3]

Моисеева А. в своей работе «Влияние компьютерных игр на психику школьников среднего и старшего звена» также показала, что «многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой», поставив перед собой гипотезу, заключающуюся в том, что компьютерные игры имеют агрессивное влияние на становление психики подростка.[4] «Компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делают ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным», - данный вывод сделали Борисова А., Мошкина В. и Соколова Е., рассматривая особенности влияния компьютерных игр на детскую психику и предполагая, что, если разнообразить досуг ребенка, можно уменьшить увлеченность играми.[5]

Кроме того, студентка 4 курса Высшей школы социальных технологий г.Рига, Светлана Сорникова, в своей дипломной работе под названием «Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков» осмелилась предположить, что дети в возрасте от 13 до 14 лет, не предпочитающие играть в компьютерные игры, имеют уровень агрессивности не такой высокий, как у часто играющих. Проанализировав большое количество литературы на эту тему, она решила провести опрос, который показал уровень увлеченности играми, и использовала методику «Басса-Дарки», с помощью которой определила агрессию. В итоге, она подтвердила свою гипотезу, но не на статистическом, а экспериментальном уровне: подростки, увлекающиеся компьютерными играми имеют меньше друзей, их коммуникативные навыки выражены не так ярко и уровень агрессии все-таки высок. [6]

Похожий вывод сделала и Гиясова К.С., исследуя влияние компьютерных игр на агрессивность подростков. Ее гипотеза о том, что такие игры влияют на агрессивность подрастающего поколения, подтвердилась в ходе беседы с играющими детьми и анкетирования их.[7]

Во всех вышеуказанных работах использовались похожие методы исследования: анализ литературы и Интернет-ресурсов, проведение социального опроса и статистическая обработка данных. Немного отличается статья кандидата юридических наук, Жмурова Д.В. «Компьютерные игры и подростковая агрессия». Несмотря на отсутствие экспериментальной части, автор проделал плодотворную работу: он проанализировал огромное количество книг, статей, рассмотрел жанры компьютерных игр, установил количество сцен насилия, агрессии и многое другое. В итоге, он пришел к выводу, что жестокие игры влияют на подростков негативно, но «очевидно, что запрет на жестокие игры, пусть и не навредит, но мало что изменит», так как автор уверен, что вся проблема в самих людях, которые по природе своей жестоки.[8] Изучив вышесказанные работы, стало заметно, что они подтверждают гипотезу данного исследования, которая заключается в том, что подростки, увлекающиеся компьютерными играми, ведут себя более агрессивно по сравнению с подростками, не увлекающимися компьютерными играми.

Для большей достоверности был проведен опрос по этой теме. 75 человек разных возрастов от 10 лет и старше дали свои ответы на все 10 вопросов. Исходя из первого вопроса, где спрашивался пол отвечающего, в опросе приняли участие 53% мужской половины и 47% женской.[Рис.1] Возрастная категория также была различной, например, 4% были представителями 10-14-летнего возраста, 92% - подростки от 15 до 17 лет и оставшиеся 4% - от 18 до 20.[Рис.2] На вопрос «Играете ли вы в компьютерные игры?» 18 человек (24%) ответили «Да, часто», 28 человек (37%) – «Да, иногда» и 29 человек (39%) дали отрицательный ответ.[Рис.3] То есть, можно сделать вывод, что больше половины аудитории увлекаются компьютерными играми. Далее 15% признались, что у них есть постоянное желание играть в видеоигры, 45% ответили, что желание есть, но не постоянное, а остальные 40% сказали, что желания вовсе нет.[Рис.4] Ответы на вопрос «Придя домой, Вы сразу же садитесь за компьютерные игры?» расположились следующим образом: 6 человек ответили «Да», 19 человек – «Бывает, но не всегда», 50 человек – «Нет».[Рис.5] Следствием из следующего вопроса можно считать то, что больше половины участников данного опроса, т.е. 76%, никогда не прибывали в плохом, раздраженном состоянии, если был сломан компьютер, и не было возможности играть в игры, а вот с другими 24% такое случалось.[Рис.6] Дальше предстоял вопрос, требующий открытого ответа: «В какие компьютерные игры Вы предпочитаете играть? (Желательно жанры и названия)». Ответы были, разными. Исходя из них, самыми распространенными жанрами являются RPG (Dragon Age, Whither, Gothic), стратегии (Dota 2, Civilization V, Warcraft, Generals и др.) и шутеры (Counter-Strike, Call of Duty, Battlefield, Half-Life и др.), причем, если взять отдельно женский пол, там такая же ситуация. Самыми непопулярными жанрами стали логические игры (только один человек из 75 упомянул «Шахматы»), аркады и инди. При сравнении двух полов, сразу стало видно, что парни увлекаются компьютерными играми намного больше девушек, потому что ответов «Я не играю в компьютерные игры», «Таких нет», «Не играю» среди слабой половины человечества встречалось в 5,7 раз чаще. Следующий восьмой вопрос спрашивал у респондентов, хотелось ли им хоть раз сорвать на ком-нибудь или чем-нибудь зло, если не удается пройти уровень в игре. 8 человек, или 11%, признались в том, что с ними это происходило, 14 ребят (19%) ответили «Иногда», а 71% сказали, что такого не было.[Рис.7] Отталкиваясь от дальнейшего вопроса, 3 человека видят в компьютерных врагах конкретных знакомых, к которым у них сложились неприязненные отношения, с 9-ю опрашиваемыми это случается редко, а остальные 63 респондента знакомых во врагах не замечают.[Рис.8] И ответы в заключительном вопросе, гласившим «Считаете ли Вы себя агрессивным человеком», расположились следующим образом: 11 человек ответили «Да», 48 – «Нет», а остальные 16 понятия не имеют.[Рис.9]

В итоге анализ всех данных показал, что из подростков, увлекающимися компьютерными играми, 8 человек признали себя агрессивными личностями, в то время, как только трое из не увлекающихся видеоиграми участников опроса сделали это, что подтверждает гипотезу данной исследовательской работы. Но это нельзя считать полноценным подтверждением, так как следует учесть несколько факторов, которые препятствуют этому:

Было опрошено недостаточное количество человек;

Нельзя забывать о том, что отвечали люди, у каждого из которых, возможно, есть какие-либо комплексы, принуждающие человека давать ложную информацию в целях самозащиты.

Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день немаленькая часть людей, в частности, подростков, во всем мире страдает компьютерной зависимостью, в том числе и игровой. А игры, в свою очередь, могут быть разными, поэтому жестокие и страшные игры не являются исключением. Многие исследователи предполагают, что дети, играющие в игры, которые включают в себя беспощадные сцены насилия и убийств, могут стать более агрессивными, так как их психика еще не установилась, а это очень сильно повлияет на их поведение в обществе и формирование будущей жизни. В ходе их исследовательских трудов они друг за другом подтверждали свои гипотезы и делали похожие выводы. Так и эта работа, предназначенная для лиц, увлекающимися видеоиграми, также исследовала проблему жестокости у играющих подростков. В ходе проведения опроса 75 человек разных полов и возрастов дали свои ответы, после которых стало очевидно, что предположение, сделанное на основе изученной информации, также подтвердилось. Но стоит учесть, что агрессия бывает двух видов – доброкачественной и злокачественной. В то время, как первая срабатывает в виде защитной реакции при угрозе, последняя же заложена в человеке с самого начала. Она является одним из отличительных от животных признаком. Именно жестокие компьютерные игры, фильмы заставляют ее проявлять себя. Это «некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека».[9] Так что, еще не известно, что в данном случае приносит больше вреда: игры, возбуждающие в человеке агрессию, или же сам человек, развивающий это состояние с помощью игр.
 

Использованная литература


Игликова Л., «Для одних это игра, для других – жизнь», 2013. http://zonakz.net/articles/66154?mode=reply

Материал из Википедии – свободной энциклопедии, «3D-шутер», 2013. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%80

Райденко М.В., Самсонова С.Ф., «Влияние компьютера на успеваемость учащихся среднего звена», 2009. http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/01/

Моисеева А., «Влияние компьютерных игра на психику школьников среднего и старшего звена», 2013. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/vliyanie-kompyuternykh-igr-na-psikhiku-shkolnikov-srednego-i-starshego-zvena

Борисова А., Мошкина В., Соколова Е., «Влияние компьютерных игр на психику ребенка», 2013. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/vliyanie-kompyuternyh-igr-na-psihiku-rebyonka

Сорникова С., «Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростка», 2001. http://5ka.ru/68/35530/1.html

Гиясова К.С., «Влияние компьютерных игр на агрессивность подростка», 2010. http://nb.nsmu.ru/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=OPUS&P21DBN=OPUS&S21STN=1&S21REF=5&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%93%D0%B8%D1%8F%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9A.%20%D0%A1.

Жмуров Д.В., «Компьютерные игры и подростковая агрессия», 2006. http://kk.convdocs.org/docs/index-252530.html?page=8

Фромм Э., «Анатомия человеческой деструктивности», 1994. http://www.aquarun.ru/psih/agr/agr8.html
 

 

 

Загрузка...
Комментарии
Отправить