Самосознание личности

Загрузка...

Психика человека различается от психики животных тем, что она в большинстве собственных проявлений осознанна. Все те формы психического отображения, какие характерны человеку, существенно усложнены, сочиняют целостность с сознанием, носят подчиненный нрав. Сознание - верховная форма отображения беспристрастной реальности, характерная лишь человеку. Оно представляет собой целостность всех форм знания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отображает. Высшим уровнем сознания является самосознание.

Самосознание - нужное ограничение существования личности. Личность понимает не лишь окружающую реальность, но и саму себя, свои дела с окружающим. С. Л. Рубинштейн подмечал, что исследование личности " завершается раскрытием самосознания личности " [16].

Формирование самосознания включено в процесс развития личности и благодарячему оно является одним из компонентов личности. В данной связи принципиально воспринимать структуру самосознания, этапы его развития в ходе развития и развития самой личности, начиная с первых ее шагов.

Ведущей функцией самосознания является саморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и критика данных представлений представляет психологическую базу поведения. Человек в собственном поведении может себе позволить гладко столько, как он знает себя и чем светлее самосознание личности, тем более ее важность для сообщества.

В отечественной психологической литературе есть некотороеколичество подходов к изучению трудности самосознания. Работы Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, А. Г. Спиркина, И. С. Кона освещают общетеоретические и методологические нюансы развития самосознания в контексте общей трудности развития личности. Другая группа исследователей( А. А. Бодалев, В. С. Мерлин и др.) разглядывают наиболее особые вопросы, доэтого только связанные с чертами самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Особое смысл связи меж всеобщим соц развитием личности и ее проф самоопределением придается в работах И. С. Кона.

Актуальность темы исследования самосознания состоит в том, что в крайнее время возросло количество людей с девиантными формами поведения, какие обусловлены деформацией личности, то имеется деформацией ее самосознания, благодарячему целью предоставленной работы появилось обсуждение парадокса самосознания в единстве процессуальных, многофункциональных, структурных и содержательных качеств и особенностей его формирования на различных шагах развития личности.

Задачи изучения:

1. Изучить генезис, структуру и функции самосознания личности;

2. Выяснить индивидуальности формирования самосознания личности на различных возрастных шагах;

3. Изучить здание проф самосознания личности, его содержание в ракурсе осмысливания его психологической сущности.

Предмет изучения – самосознание личности.

Теоретической основой работы послужили изучения как российских создателей - Л. И. Божович, И. И. Чесноковой, А. Г. Спиркина, И. С. Кона, В. В. Столина, М. И. Лисиной и др., так и забугорных - У. Джемса, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и др.

Методологическую базу работы составили: инновационные теории личности( Т. В. Анохина, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Г. К. Селевко и др.); подходы к периодизации развития личности( И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, Э. Эриксон и др.), совокупность положений, раскрывающих суть сознания и самосознания человека.

Теоретическая значимость изучения состоит в том, что оно дозволяет увеличить и уточнить понятие о самосознании как подструктуры личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Структура и формы самосознания

Внутренний мир личности, ее самосознание постоянно были в центре интереса философов, экспертов, писателей, живописцев. Поведение человека постоянно так или подругому смешивается с его представлением о себе( образ " Я ") и с тем, каким он желал бы быть.

В структуре самосознания принято отделять: " Я " -реальное, т. е. совокупность представлений о себе в реальном( " Я " как работающий субъект "), " Я " -идеальное - т. е. то, каким бы желал быть вообщем, понимание собственных настоящих и желаемых свойств, " Я " -прошлое, т. е. совокупность представлений о собственном прошедшем " Я ", " Я " -будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.

По понятию В. В. Столина самосознание подключает в себя:

- умственный нюанс знания себя - познавательные, когнитивные представления о себе( " Я как наблюдаемый предмет "), это - самопознание. Личностный значение выражается в значениях, мы произносим: я проворный, опытный, терпеливый, т. е. идет констатация дьявол.

- эмоциональное, чувственное понятие о себе, известие к самому себе, это – самоотношение. Личностный значение имеетместобыть( переживается) в чувстве недовольств собой или гордыни, за достигнутые успехи [18].

Самосознание человека находится в системе субъективных связей и отношений, в какие втягивается и в которых действует человек.

Самосознание владеет уровневое здание:

- на уровне организма, когда энергичность субъекта вызывается нуждами в физиологическом благоденствии организма, создается настроение субъекта.

Самочувствие как био аналог самоотношения, отображает ступень удовлетворенности потребностей организма в благоденствии, единства, функциональном состоянии;

- на уровне общественного, когда энергичность человека подчинена потребности в принадлежности к общности, в признании его данной общностью. Такая энергичность регулируется соц нормами, правилами, обычаями, какие усваиваются индивидом. Жизненная значимость для субъекта быть принятым иными людьми отображается в самоотношении, которое имеется принятие или отвержение иными;

- на уровне личности, когда энергичность субъекта вызывается доэтого только потребностью в самореализации.

Л. С. Рубинштейн считает, что " формирование самосознания проходит чрез ряд ступеней – от доверчивого неведения в отношении самого себя ко все наиболее углубленному самопознанию, соединяющемуся потом со все наиболее определенной и времяотвремени грубо колеблющейся самооценкой " [16].

Самосознание как понимание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может воспринимать разные формы и обнаруживаться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие [13].

Например, самопознание - это нацеленность человека на Знание собственных телесных, искренних, духовных способностей и свойств, собственного места посреди остальных людей. Оно является основой развития неизменного самоконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтроль имеетместобыть в осознании и оценке субъектом личных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на базе требований и норм деятельности, поведения, общения.

Самопознание может подключать в себя самомнение, но оно может быть и кристально констатирующим, внеоценочным.

Самооценке отводится водящая роль в рамках изучения заморочек самосознания. Самооценка это тот составляющую самосознания, который подключает в себя и познание о своей самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу важных ценностей, сравнительно которой определяется эта критика.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Завышенные самомнения приводят к формированию таковых особенностей личности, как смелость, высокомерие, некритичность и т. п. Занижение самоооценки сформировывает застенчивость, атеизм в свои силы, обособленность и др. Адекватная самооценка гарантирует подходящее эмоциональное положение, провоцирует активность, вселяет в человека убежденность в достижении намеченных целей.

Розенберг считает, что самооценка отображает ступень развития у индивида ощущения самоуважения, чувство своей ценности и положительного дела ко всему тому, что вступает в сферу его " Я ". Отсюда низкая самооценка подразумевает непризнание себя, самоотрицание, плохое известие к собственный личности [12].

Важной чертой в структуре самосознания является " Я-концепция ", которая создается под действием разных наружных воздействий. Особенно необходимыми для человека являются контакты со важными иными, какие, в сущности, и определяют понятие человека о самом себе.

Р. Бернс описывает " Я-концепцию " как совокупность установок. В данных установках, он, выделяет три компонента:

1. " Образ Я " - понятие индивида о самом себе;

2. Самооценка - аффективная критика этого представления, которая может владеть разной интенсивностью, таккак конкретные черты " вида Я " имеютвсешансы начать наиболее или наименее мощные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. конкретные деяния, какие имеютвсешансы быть вызваны " Я-образом " и самооценкой.

" Образ Я " является итогом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он описывает известие индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с иными людьми [7].

Измерением " Я " выступает самопринятие и самолюбие личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, оно вступает в структуру самосознания. Самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем больше степень притязаний, тем сложнее их удовлетворить и тем вероятнее понижение уровня самоуважения. В свою очередность, успех в деятельности увеличивает самолюбие человека.

В целом, самосознание личности в разных его проявлениях - это итог развития и развития личности в критериях, какие по-разному сказываются для всякого. И процесс развития личности подразумевает долговременную модификацию самомнения, самоуважения, самочувствия человека, иными словами - динамику его самосознания.

На этом уровне нужно произносить о сознательности. Сознательность характеризуется доэтого только тем, в какой-никакой мерке человек способен обдумывать публичные последствия собственной деятельности. Сознательным считается человек, способный верно взятьвтолк реальность и править своими поступками. Сознательность – неотъемлемое качество сердечно здоровой человечной личности, ее нравственно-психологическая черта, которая базируется на сознании и оценке себя, собственных способностей, целей и целей.

Формой самосознания является рефлексивность, когда те или другие феномены сознания стают предметом особой аналитической деятельности субъекта, т. е. рефлексия - раздумье личности о самой себе. Рефлексия - не элементарно понимание такого, что имеется в человеке, а постоянно сразу и перемена самого человека, попытка вылезти за рубежа такого уровня развития личности, который был достигнут. Когда человек исследует себя, пробует отдать доклад в собственных особенностях, думает над собственным отношением к жизни, он тем самым желает от что-то в себе отрешиться, в чем-то еще наиболее закрепиться, то имеется процессе и итоге рефлексии проистекает изменение и формирование личного сознания.

Рассматривая многофункциональную сторону самосознания, мы разговаривали о том, что психический анализ почаще только исполняется методом разделения в единичном процессе самосознания 2-ух качеств: процесса получения познания о себе и процесса дела к себе.

Главные функции самосознания – это Знание себя, улучшение себя и розыск значения жизни [17].

По словам Ю. Б. Гиппенрейтер " …можно заявить, что розыск значения жизни имеется одна из самых принципиальных функций самосознания " [5].

Таким образом, обозначаются аспекты самосознания:

1. Выделение себя из среды, рассудок себя как субъекта, самостоятельного от среды( физиологической среды, общественной среды);

2. Осознание собственной энергичности( " Я, правлю собой ");

3. Осознание себя чрез иного( " То, что я вижу в остальных, это может быть и мое свойство ");

4. Моральная критика себя, присутствие рефлексии, понимание собственного внутреннего эксперимента.

Самосознание - это динамическая система, которая на различных возрастных шагах владеет свои индивидуальности.

Особенности самосознания личности на различных возрастных шагах

Рассматривая актуальный путь как процесс замены 1-го возрастного периода на иной, процесс развития личности на каждом этом пути владеет свои индивидуальности и закономерности, а, означает, переживание личного " Я " возникает в итоге долгого процесса развития личности.

Родившись, малыш отделяется от мамы физиологически, но биологически еще связан с ней. Биологически независящим он делается в конце детства, получая некую независимость. Начинает рушиться ситуация неразрывного целостности малыша и зрелого - ситуация " Мы ", как именовал ее Л. С. Выготский [3].

Психологическое же деление от мамы начинается в раннем детстве. Это соединено с тем, что у малыша не лишь появляются новейшие физиологические способности, но и напряженно развиваются психологические функции, а к концу периода возникают начальные зачатки самосознания. Это зарождение наступает приблизительно в 2 года, когда малыш затевает узнавать себя в зеркале. Первичная простейшая форма самосознания - ознакомление себя.

Новый шаг в развитии самосознания наступает, когда малыш именует себя поначалу по имени в 3-ем лице, потом, к трем годам, возникает местоимение " Я ". У малыша возникает и первичная самооценка - понимание не лишь собственного " Я ", но и такого, что " я неплохой ". Это кристально эмоциональное образование, не содержащее оптимальных компонентов( благодарячему тяжело именовать его самооценкой, в своем значении этого слова).

Итак, в раннем возрасте наблюдаются только только истоки самосознания малыша. Самосознание создается к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личному развитию, и оно традиционно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка возникает во 2-ой половине раннего возраста на базе начальной кристально эмоциональной оценки( " я - неплохой ") и оценки постороннего поведения. Ребенок получает поначалу знание расценивать деяния остальных деток, а потом - личные деяния.

Самооценка дошкольника высока, что способствует ему осваивать новейшие виды деятельности, без сомнения и ужаса включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. Адекватный же образ " Я " создается у малыша при гармоничном сочетании познаний, личного эксперимента и из общения со зрелыми и ровесниками.

Известно, что для предоставленного периода свойственна половая идентификация: малыш понимает себя как мальчика или девочку. Дети получают представления о соответственных стилях поведения.

Кроме такого, наступает понимание себя во времени. В 6-7 лет малыш незабывает себя в прошедшем, понимает в реальном и представляет себя в будущем: " когда я был малюсеньким ", " когда я вырасту большущий ".

Таким образом, главными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, понимание собственных переживаний, половая идентификация, понимание себя во времени.

Таким образом, создание самосознания идет синхронно всеобщему эмоциональному и умственному развитию малыша, но его нужное ограничение - взаимодействие малыша со зрелыми, какие не лишь удовлетворяют его жизненные потребности, но и приучают к забаве, вырабатывая у него определенное известие к предметам наружного решетка и к самому себе. То имеется основным источником информации о себе, как и о остальных, для малыша выступают зрелые.

В младшем школьном возрасте центральной проблемой является неувязка школьной успеваемости, ее критика. От оценки зависит формирование учебной мотивации, конкретно на данной грунте в отдельных вариантах появляются томные треволнения и школьная дезадаптация. Школьная критика конкретно воздействует и на развитие самомнения. То имеется, критика успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом.

У отлично успевающих деток складывается завышенная самооценка. У неуспевающих воспитанников регулярные невезения и низкие оценки понижают их убежденность в себе, в собственных способностях.

Конечно, самооценка младшего школьника зависит как от его успеваемости, так и от особенностей общения учителя с классом.

Большое смысл владеет манера домашнего обучения, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано понимают свою исключительность. Дети с пониженной самооценкой используют дома большей волей, но эта воля, по сути, - бесконтрольность, последствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Таким образом, меньший школьный возраст - правило школьной жизни и вступая в него, малыш получает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная активность делается для него водящей. Школьная успеваемость является принципиальным аспектом оценки малыша как личности со стороны зрелых, так и ровесников. Успешная служба, понимание собственных возможностей и умений отменно делать разные поручения приводят к становлению ощущения компетентности - новейшего нюанса самосознания, который, наравне с теоретическим рефлексивным мышлением, разрешено полагать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если эмоция компетентности в учебной деятельности не создается, у малыша снижается самооценка и появляется эмоция неполноценности, имеютвсешансы развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Отчетливо индивидуальности стадиального развития личности чрез изменение структур самосознания прослеживаются у ребенка.

Изменение самомнения проистекает таковым образом: в начале подросткового возраста( в 10-11 лет) ребенку характерно типичное известие к себе( принятие себя). Интересно, что приблизительно половина мальчиков и девочек предоставляют себе вполне отрицательные свойства. Вместе с таковыми детьми, у которых кризис самомнения проходит чрезвычайно живо, имеется много 10-11 летних деток( около70%), отмечающих в себе не лишь отрицательные, но и позитивные черты. Однако и в данных вариантах направляет на себя интерес явное преобладание отрицательных дьявол.

Таким образом, чертам младших подростков присущ негативный эмоциональный фон. При этом детки обнаруживают острую надобность в самооценке и в то же время переживают неумение поставить себя.

На 2-ой стадии подросткового периода, в 12-13 лет сохраняется негативное известие малыша к себе, зависящее от оценок окружающих, доэтого только ровесников. В то же время критическое известие ребенка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем позитивным отношении к себе как личности.

Дальше, в 14-15 лет, появляется " оперативная самооценка ", определяющая известие ребенка к себе в настоящее время. Эта самооценка базируется на сравнении ребенком собственных личных особенностей, форм поведения с определенными нормами, какие выступают для него как безупречные формы личности. Развитие самосознания наступает с уяснения свойств собственного " наличного Я ", оценки собственного тела, наружности, поведения, возможностей. Подросток нездорово переживает мнимые отличия от подразумеваемой " нормы ".

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - " Я теорию ". Это Знание проистекает не лишь в реальном, но и в будущем, что соединено с определением собственных житейских планов и целей, нравственных эталонов. На базе итогов самопознания и эмоционально-личностного дела к себе создается обобщенная самооценка личности. К этому времени складываются представления о сферах жизнедеятельности человека и качествах его личности, в которых появляются психологические индивидуальности парней и дам.

Еще одно образование, появляющееся в конце переходного периода, Л. И. Божович именовала " самоопределением ", т. е. понимание себя в качестве члена сообщества и в новейшей общественно важной позиции, когда самоопределение соединено с избранием профессии. Но истинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не кончается в это время, оно как системное образование, связанное с формированием внутренней позиции зрелого человека, появляется существенно позднее и является заканчивающим крайним шагом онтогенетического развития личности малыша [2].

Отрочество и молодость - это эра скачка, " другого рождения ", происхождения новейшего свойства, и в первую очередность открытия личного " Я ". Данный период времени жизненного пути человека подключает в себя прерывность и кризисность развития самосознания.

Самым сложным считается подростковый возраст( 12-14 лет), когда увеличивается расположение к самонаблюдению, робость, эгоцентризм, снижается живучесть образов " Я ", сплошное самолюбие и значительно меняется самооценка неких свойств. С переходом в юношескую стадию( после 15 лет) снова наблюдается рост самоуважения, слабеет робость, наиболее устойчивыми стают самомнения.

На первый чин выступают общественные свойства, какие рассматриваются в контексте розыска себя, самоопределения, ядром которого является отбор сферы трудящийся деятельности, профессии.

Переход во взрослость не столько психологическое положение, насколько аттестат такого, что индивид является полноправным членом соответствующего сообщества, который может и обязан делать надлежащие общественные роли и повинности, реализуя тем самым свои личные человечные способности. Но взрослость - втомжедухе определенная стадия развития. Переход от молодости к взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением ощущения собственной собственной идентичности.

Психологические теории и экспериментальные изучения, изучающие возрастные процессы самосознания, самосознание зрелых людей разглядывают в плане автономии и самореализации. Самосознание людей старческого возраста рассматриваются через призму конфигурации возрастных штампов и эмоций психического благоденствия( И. С. Кон).

Реальная жизнедеятельность и мотивационная система зрелого человека подключает две ключевые сферы: труд в самом широком значении слова, подключая любую предметную активность и общение, подключая все межличностные дела, влюбленность эмоциональные привязанности, семейные, родительские, дружественные и другие ощущения.

Американский психолог Пэк описывает задачки взрослого человека, какие направляют личность на понимание таковых актуальных истин в этот период как: важность мудрости против ценности телесных сил; уравновешивание на новеньком уровне общественного против сексуального истока в человеческих отношениях; катексисная упругость против катексисного обеднения; умственная упругость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго( Крайг Г. Психология развития).

Переход к старости и старость в целом – самый-самый несовместимый возрастной период для его восприятия и осмысливания. Одни молвят о счастливой старости, остальные готовы помереть в юности, чтобы не проверять старческой немощи и оскорбительного ощущения, что пережил самого себя [1].

Э. Эриксон считал " критической задачей " старости приобретение целостности, понимание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она тебя свела, как внутренне нужной, исключительно вероятной [8].

В этот период одна из основных идей о неминуемой и быстрой погибели значительно меняет самосознание. Но проясняет она его или искажает, зависит от особенностей личности, так как этот процесс протекает чисто персонально.

Профессиональное самосознание личности

Профессиональное самосознание является одним из важных компонентов самосознания человека. Профессионализация, как форма развития субъекта деятельности, воздействует на все уровни самосознания. Формирование проф самосознания проистекает на фоне общественного эксперимента личности с включением этого эксперимента в " проф Я " личности.

Существует обилие точек зрения и различных подходов к пониманию сущности, структуры проф самосознания личности. Например, Б. Д. Парыгин описывает проф самосознание как понимание человеком собственной принадлежности к некоторой проф группе. М. С. Гуткина - как активность личности по осознанию собственного личного соответствия выбранной профессии. П. А. Шавир описывает его как избирательную активность самосознания личности, подчиненную задачам проф самоопределения; понимание себя, как субъекта собственной проф деятельности. Все эти интерпретации не противоречат друг другу, а взаимодополняют и отображают разные нюансы этого широкого мнения [11].

В собственных исследованиях А. К. Маркова проф самосознание представляет как " комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как специалиста, система отношений и установок к себе как к специалисту ". Она же дает структуру проф самосознания и подключает в нее:

- понимание человеком норм, правил, моделей собственной профессии, как эталонов для осознания собственных свойств;

- понимание данных свойств у остальных людей, сопоставление себя с некоторым абстрактом или конкретным сотрудником;

- учет оценки себя как специалиста со стороны коллег;

- самооценивание человеком собственных отдельных сторон – сознание себя, собственного проф поведения, а втомжедухе эмоциональное позитивное известие и оценивание себя в целом, определение собственных позитивных свойств, перспектив [10].

У специалиста, владеющего таковым уровнем самосознания, увеличивается убежденность в себе, удовлетворенность собственной профессией, растет рвение к самореализации.

Другую структуру проф самосознания разглядывает Л. М. Митина: с точки зрения динамической - протекания и развертывания процесса, и с точки зрения результативной - появления и наличия определенного продукта. В когнитивном плане описывает процесс самопознания и итог как систему познаний о себе: в системе проф деятельности, в системе проф общения и в системе личного развития. По понятию Л. М. Митиной, " образ Я ", имея вбольшейстепени когнитивный нрав, является водящим в структуре проф самосознания. Эмоционально-ценностный составляющую проф самосознания характеризуется отношением к системе собственных проф действий, к целям, какие человек становит перед собой в собственной деятельности, к средствам и методикам заслуги данных целей, оценкой итогов собственной работы. Так же оцениваются дела в системе межличностных отношений, свои профессионально-значимые свойства и, в целом, своя личность как специалиста, степень собственной личной и проф компетентности и соотношение собственному личному идеальному " Я-образу " специалиста.

В качестве водящих компонентов структуры самосознания в большинстве изучений рассматривается зависимость самосознания от:

- водящей деятельности предшествующего периода;

- происхождения рефлексии, осознания собственной особенности, открытия “Я”;

- проф самоопределения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как значимый и неотъемлемый составляющую личного проф развития личности.

Профессиональное развитие личности проходит в собственном развитии 4 стадии:

1. Формирование проф целей;

2. Профессиональное обучение;

3. Профессиональная приспособление;

4. Частичная или абсолютная осуществление личности в проф

труде( Т. В. Кудрявцев).

Выбор профессии личностью является показателем такого, что процесс проф самоопределения переходит в новейшую фазу собственного развития.

Критерии проф взросления личности разрабатывались И. С. Коном, выделяющим в качестве 1-го из основных показателя морально-психологической зрелости дееспособность заниматься из-за грядущего.

Согласно его подходу, важный нюансом развития " Я " является создание житейских планов личности. С одной стороны, актуальный чин появляется в итоге укрупнения и обобщения целей, какие становит перед собой человек. Это типичная иерархия и интеграция мотивов личности, развитие устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе развития житейских планов проистекает дифференциация и конкретизация мотивов и целей, равномерно вырисовывается наиболее или наименее настоящий, направленный на реальность чин.

По утверждению И. С. Кона возможности, склонности и интересы находятся уже на начальной стадии проф выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как социальная – понимание общественной ценности той или другой профессии, так и собственное создание системы собственных ценностей, такого, что человек желает для самого себя, складывается позже.

Таким образом, в работах И. С. Кона придается особенное смысл связи меж всеобщим соц развитием личности и ее проф самоопределением.

Великий вклад в исследование проф самосознания и самоопределения привнес отечественный ученый Е. А. Климов, осматривая этапы этого процесса, связанные с переменами профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности. По понятию Е. А. Климова, " проф самоопределение, понимаемое как одно из важных проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на 2-ух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом в форме перестройки сознания, подключая самосознание и практичном в форме настоящих конфигураций общественного статуса, места человека в системе межлюдских отношений ".

Так же Е. А. Климов выделяет последующие составляющие в структуре проф самосознания:

- рассудок собственной принадлежности к определенной проф общности;

- познание о ступени собственного соответствия проф эталонам, о собственном месте в системе проф ролей; познание человека о ступени признания в проф группе;

- познание о собственных мощных и слабых гранях, маршрутах самосовершенствования, потенциальных зонах успехов и неудач, познание собственных личных методик удачного деяния; понятие о себе и собственной работе в будущем [9].

С. Н. Чистякова связывает проф самоопределение со многосторонним развитием личности и ее публичной активностью [21].

Таким образом, проф самосознание - совокупность познаний человека о собственном внутреннем мире, эмоциях, проф интересах, возможностях, собственной оценки наружного решетка и остальных людей, собственного расположения в системе изготовления и производственных отношений.

Профессиональное самосознание исполняется чрез рассудок собственной проф деятельности, и доэтого только чрез понимание остальных людей, их настоящего взаимоотношения с наружным миром. Осознавая иного человека, воздействующего на наружный мир и изменяющего этот мир, человек прибывает к осознанию себя как субъекта проф деятельности.

В базе предоставленного процесса лежит познавательная активность человека, связанная с оценкой проф деятельности остальных людей, какие в свою очередность втомжедухе расценивают его активность.

Профессиональное самосознание - трудное личностное образование, которое создается под действием проф среды и затрагивает общую проблему жизненного развития личности.

ВЫВОДЫ

1. Теоретической и практической разработкой заморочек самосознания личности занимались отечественные создатели Л. И. Божович, И. И. Чеснокова, А. Г. Спиркин, И. С. Кон, В. В. Столин, М. И. Лисина, А. А. Бодалев, В. С. Мерлин и др., забугорные – У. Джемс, Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс и др.

В структуре самосознания принято отделять: " Я " -реальное, т. е. совокупность представлений о себе в реальном( " Я " как работающий субъект "), " Я " -идеальное – т. е. то, каким бы желал быть вообщем, понимание собственных настоящих и желаемых свойств, " Я " -прошлое, т. е. совокупность представлений о собственном прошедшем " Я ", " Я " -будущее, т. е. совокупность о себе в будущем.

Самосознание как понимание себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может воспринимать разные формы и обнаруживаться как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

Самосознание выступает в различных формах. Первой его формой именуют самочувствием. Второй, наиболее высочайший степень самосознания связан с осознанием себя в качестве присущего тому или другому человеческому обществу, той или другой общественной группе. Самый высочайший степень развития этого процесса – происхождение сознания " Я ".

2. На различных возрастных шагах имеются свои индивидуальности и закономерности формирования самосознания личности. Переживание личного " Я " возникает в итоге долгого процесса развития личности.

3. Одним из важных компонентов самосознания человека является проф самосознание. Как форма развития субъекта деятельности, влияющая на все уровни самосознания является профессионализация. Формирование проф самосознания проистекает на фоне общественного эксперимента личности с включением этого эксперимента в " проф Я " личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение трудности формирования самосознания является одной из неизученных заморочек, так как отображает надобность психологического разбора ситуации, связанной с окончательным пересмотром базисных ценностей русского сообщества.

Взаимодействуя с людьми и окружающей предметной средой, человек выделяет сам себя из окружающего решетка, чувствует себя субъектом собственных телесных и психических состояний, действий и действий, затевает принимать себя как " Я ", Переживание наличия личного " Я " тенденциозно выражается доэтого только в том, что человек соображает свою тождественность самому себе в реальном, прошедшем и будущем.

Самосознание - это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. При этом самосознание не владеет собственной отдельной от личности полосы развития, а включается как сторона в процесс ее настоящего развития. В ходе этого развития, по мерке такого как человек получает актуальный эксперимент, перед ним не лишь раскрываются все новейшие стороны бытия, но и проистекает наиболее или наименее глубокое переосмысление жизни.

Самосознание – это тот устройство, который дозволяет слить родное " Я " и свою жизнедеятельность, исполнять нравственную оценку собственных поступков, находить родное пространство не лишь в отдельной общественной группе, но и в жизни в целом, производить значение собственного существования, отказываться от 1-го в выгоду иного.

Самосознание как подструктура личности тесновато соединено с новообразованием определенного возраста, так как переживание личного “Я”, определение самомнения возникает в итоге долгого процесса развития личности.

Период взрослости охватывает самый-самый большущий возрастной цикл в жизни человека, длительность его зависит в большей ступени от самого человека, от его жизненной позиции, мировоззрения, направлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов/ Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее создание в детском возрасте/ Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2010. - 400 с.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 3. Проблемы развития психики/ Под ред. А. М. Матюшкина/ Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 4. Педология ребенка: Проблема возраста/ Под ред. А. М. Матюшкина/ Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо при участии изд-ва Юрайт, 2002. - 336 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней молодости: Книга для учителя/ И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

7. Кон, И. С. Открытие " Я "/ И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

8. Кон, И. С. Психология самосознания// Психология самосознания: Хрестоматия/ И. С. Кон. - Самара: Бахрах-м, 2000. - С. 97 - 122

9. Климов, Е. А. Психология проф самоопределения/ Е. А. Климов. М: Феникс, 2012. - 510 с.

10. Маркова, А. К. Психология профессионализма/ А. К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд " познание ", 1996.

11. Митина, Л. М. Личностное и проф формирование человека в новейших социально-экономических критериях/ Л. М. Митина.// Вопросы психологии, 1997. № 4, С. 28-38

12. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система/ С. Р. Пантилеев. М.: Издательство Моск. унив., 1991. - 109 с.

13. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд./ А. В. Петровский. - М.: Издательский центр " Академия ", 2000. - 512 с.

14. Пряжников, Н. С. Профориентация/ Н. С. Пряжников. М: Академия( academia), 2008. - 496 с.

15. Психология ребенка. Полное управление/ Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

16. Рубинштейн, Л. С. Бытие и рассудок/ Л. С. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.

17. Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин. - 2-е изд., М.: АСТ, 2001. - 976 с.

18. Столин, В. В. Уровни и единицы самосознания/ Психология самосознания. Хрестоматия/ В. В. Столин. Самара: Бахрах-м, 2000. - С. 123 - 155.

19. Столин, В. В. Самосознание личности/ В. В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.

20. Цековникова, Н. Г. Психологические индивидуальности нравственного самосознания ребенка в процессе средовой привыкания: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. - 24 с.

21. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. - М.: Наука, 1997. - 143 с.

22. Чистякова, С. Н. Педагогическое аккомпанемент самоопределения школьников/ С. Н. Чистякова. М: Академия, 2007. - 128 с.

 

Загрузка...
Комментарии
Отправить