Психология массовых коммуникаций

Загрузка...

Каждый день мы сталкиваемся с информацией, которая попадает к нам через различные каналы. Буквально с первых минут бодрствования со всех сторон нас окружают СМИ: утренние газеты, выпуски новостей, утренний эфир на радио, основная цель которых – передача фактов и новостей, происходящих в действительности. Тем самым они создают социальное пространство. Но только лишь желание узнать о происходящем в мире движет людьми, что они идут и пользуются каналами масс-медиа? Или есть и другие факторы, воздействующие на человека при использовании средств массовой информации? Как правило, в основе любой деятельности, совершаемой человеком, лежит желание удовлетворить собственные потребности. Первобытные люди убивали животных, чтобы утолить чувство голода, и носили шкуры для того, чтобы спастись от холода. Человек стал рисовать, сочинять, творить в стремлении к самовыражению. Путешественники открывали новые земли в надежде получения знаний, достижения успеха. То же произошло и со СМИ. Люди придумали газеты и журналы, радио и телевидение, интернет в надежде распространять информацию и быстро ее получать. Однако можно предположить, что люди, включая определенные каналы, слушая или смотря определенные программы, делают это не только ради получения фактов действительности. Человек хочет найти способ удовлетворения других, неких психологических потребностей посредством различных передач. Но прежде чем перейти к анализу взаимодействия СМИ с аудиторией стоит разобраться, что же подразумевается под потребностью.

С вовлеченностью человека в различные сферы жизнедеятельности ему свойственно нуждаться в нескольких вещах. Потребность не может быть едина. Одну нужду всегда сопровождают и другие, более сильные или менее значимые. В связи с этим ученые составили классификации человеческих потребностей. Так, по теории американского психолога Абрахама Маслоу, потребности представляют собой пирамиду, состоящую из первичных (базовых, врожденных) потребностей и вторичных (приобретенных). Вторичные потребности возникают с удовлетворением первичных, то есть нужд более низкого порядка. «Основанием пирамиды Маслоу выступают физиологические потребности, куда входит потребность утолить голод, жажду, половое влечение.

Люди создают для этого системы, группы, без которых не могут выжить. Люди добиваются любви, уважения, дружбы, стремятся быть членами коллектива. Люди хотят принадлежать обществу, быть среди себе подобных, быть понятыми и любимыми. Затем следуют престижные потребности, к которым относятся стремления к признанию, уважению, достижению успеха и определенной репутации, высокой оценки окружающими. Он стремится к совершенствованию знаний и умений для того, чтобы быть действительно полезным, достойным уважения в профессии и других сферах своей деятельности. Поэтому на самой вершине пирамиды потребностей располагаются духовные. Человек нуждается в самовыражении и самоидентификации, для этого он должен реализовывать свои цели, развивать собственную личность и свои способности. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, и он чувствует, что потребность удовлетворена, если все это дает ему чувство полноты жизни».Удовлетворение высших потребностей приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности. Человек, сумевший реализовать свои потребности, становится зрелым, так как он внутренне обогатился, он способен идентифицировать себя с обществом, и у него развиты творческие способности.

Эти потребности касаются больше сфер общественной жизни. Сквозь призму типов потребностей можно увидеть и социальную, и духовную сферы. Лично я бы охарактеризовала потребность как внешнее проявление внутренних желаний, имея в виду, что когда нам что-то нужно, например мы хотим есть, или нам холодно, мы всячески это показываем либо говорим окружающим. Как правило, потребность в чем-то сопровождается если и не негативными эмоциями, то уж точно неприятными. А все неприятное человек в себе не держит, поэтому мы и демонстрируем окружающим нашу потребность или нужду. Хотя классификация по Маслоу включает в себя не только физиологические потребности, но и психологические, на мой взгляд, она изучает личность изнутри, но не самый ее центр, а лишь внешнюю оболочку. В то время как были ученые, которые в своих исследованиях добрались до самой сути.

Выдающийся австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд занимался исследованием природы поведения человека. Фрейд предложил, что поведение человека может быть обусловлено бессознательными импульсами. Причина поведения – желание удовлетворить потребности.

Одним из великих достижений Зигмунда Фрейда является разработка структурной модели психики человека. В процессе работы со своими клиентами психоаналитик наблюдал огромное количество внутренних конфликтов и компромиссов. Одни влечения противостоят другим, а определенные запреты, царящие в обществе, не дают возможность проявляться внутренним биологическим побуждениям. Изучив этот беспорядок, Фрейд смог выявить три основных структурных компонента психической организации. Он назвал их ид, эго и суперэго. Ид означает «оно», эго — «я» и суперэго — «сверх-я».

Таким образом, эго, центральное ядро человека, которое при помощи восприятия находится в контакте с окружающим миром, располагается между требованиями и противоречиями ид и суперэго. Ид и суперэго, являясь источником действий человека, контролируют эго, а значит и самого человека. Ид по причине бессознательности пытается разбудить в человеке низменные желания, «животные» инстинкты, которые несут в себе особый источник энергии. В то время как суперэго, наоборот, пытается погасить эти энергетические порывы. Под ид воспринимается все то, что обычно принято скрывать. Сюда относятся «две противоположные силы: сексуальная (в более широком смысле эротическая или доставляющая физическое удовольствие) и агрессивная, или деструктивная. Первая выступает в качестве силы, поддерживающей жизнь. В качестве примера можно привести либидо. Либидо – это энергия, которая присутствует у влечения к жизни. Ее вырабатывание, усиление или ослабление, распределение и перемещение дает объяснение наблюдаемого психосексуального феномена.

Таким образом, ид – это тайная и недоступная часть личности человека, которая напоминает хаос или бурлящий котел, без плана и организации. Ид стремится только к удовлетворению низменных потребностей и желаний, а также к достижению удовольствия. Ид как бы немного отделено от реальности. В связи с этим создается противоречие между ид и эго, которое подчинено реальности и находится в непосредственном контакте с нею. Суперэго же является морально-этической силой, которая формирует у человека ценности и нормы, принятые в социуме. Суперэго пытается подавить «толчки», исходящие из ид, обращая человека к высоким идеалам и совершенству. По Фрейду если человек способен критично себя оценивать, если у него сформированы моральные запреты, то считается, что он близок к эго-идеалу. Более того, этот идеал формируется из высокой оценки или проявления одобрения со стороны уважаемых вами людей. Когда оценка или одобрение со стороны получено, тогда возникают чувства гордости и удовлетворения. Как уже было сказано, между ид и суперэго постоянно существуют противоречия, которые разрешаются с помощью эго. Ведь именно эго сознания, соприкасаясь с реальностью, стремится примирить противоборствующие стороны так, чтобы порывы ид максимально были удовлетворены при условии соблюдения социальных и моральных норм.

Если говорить простым языком, то потребность может быть определена как некая зависимость отдельного человека или социальной группы от условий их существования. «Потребности выражают практическую связь человека с миром, выступают как условие и предпосылка его конкретной деятельности, как его состояние». Можно сказать, что потребность, будучи мотивом активности человека, выступает в качестве медиума, посредника между всем обществом и окружающим миром. В этом плане понятие потребности пересекается с понятием телевидения. Телевидение не только является «областью науки, техники, культуры, связанной с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов, передаваемых по проводам». Телевидение – связующее звено между человеком, его смотрящим, и остальным миром. Люди смотрят телевизор, потому что хотят знать, что происходит в мире, тем самым удовлетворяя информационную потребность. Как писал Владимир Маяковский: «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?» То же самое можно сказать и о телевидении. Если телевизор смотрят, то не просто так, это кому-то нужно. То есть СМИ удовлетворяют потребности. И происходит это за счет тех функций, которые несут в себе средства массовой информации, в частности телевидение. Ведь не только же нужда в новых знаниях заставляет людей нажимать на кнопки пультов?

Разумеется, что информационная потребность – одна из главных потребностей, которая удовлетворяется при помощи СМИ. Об этом говорит само название средств массовой информации. Человек смотрит телевизор для того, чтобы ориентироваться в окружающей среде, разбираться в происходящих событиях и сформировать свою картину мира. Получение информации давно уже стало неотъемлемой частью нашей жизни. Без информации человек не может полноценно существовать. Теряется соприкосновение с реальностью. Если человек выпал из информационного поля и чего-то не знает, то в последующие два-три дня ему необходимо восполнить этот пробел, пока информация еще актуальна. Потому что вслед за этой новостью, последуют другие, которые ее вытеснят.

Кроме того, любая телепередача несет в себе определенную культуру. В шоу или в выпуске новостей зрителям виден облик самого ведущего, прослеживается определенный стиль и способ подачи информации, ее тип. Эти факторы и оказывают влияние на аудиторию. Телеведущие становятся образцами для подражания, их манера общения и поведения считывается и затем перенимается. В российском телевидении есть целые циклы передач и каналы, посвященные просвещению и приобщению к культуре, например, передача «В мире животных» или канал «Культура», которая транслирует всемирно известные оперы, балетные постановки, театральные спектакли. То есть телевидение так или иначе приобщает людей к культурным ценностям, тем самым удовлетворяя духовные потребности по классификации Маслоу.

Еще одна функция телевидения как средства массовой информации, по которой люди его смотрят, – образовательная. Она схожа с культурной, потому как сама область образования входит в сферу культуры. Трансляция учебных программ осуществляется на специальных каналах, и, как правило, с определенной частотностью, системностью. Одним из ярких примеров передач, вышедших на российском телевидении относительно недавно, является «Полиглот» на канале «Культура». В этой передаче зритель наравне с людьми, находящимися в студии, мог начать изучать язык с нулевого уровня по специальной методике ведущего-лингвиста.

Следующая функция телевидения – интегративная.

Люди включают канал и начинают смотреть передачу, потому что находят соответствие между собой и героями программы. Они идентифицируют себя с ними. Происходит это потому, что кто-то хочет выслушать похожую ситуацию в жизни, найти поддержку в студии, проговорить модели развития этой ситуации и, возможно, найти пути решения своей проблемы. Более того, нередко через телевидение население обращается к властям с просьбой решить насущные проблемы и важные вопросы, будь то сбор средств на лечение или дела, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. В некоторых городах и странах телецентры стали муниципальными центрами, изъявляя общественные пожелания и организуя общественные действия.

И наконец, не менее важная функция – рекреативная или развлекательная. Человек отдыхает, восстанавливается после тяжелого рабочего дня. Тем самым телевидение регулирует эмоциональную составляющую часть личности человека, помогает поддерживать позитивный психологический настрой. К тому же благодаря рекреативной функции зритель имеет возможность сформировать свой вкус, а также развить в себе творческие навыки. Через эти функции, реализуемыми СМИ, человек и удовлетворяет свои потребности.

Любой человек входит в различные социальные группы. Например, днем он принадлежит к числу студентов и ходит в университет, вечером он относится к категории людей, кто ведет активный образ жизни (плавает в бассейне, катается на велосипеде), а ночью этот же самый человек идентифицирует себя как завсегдатай баров, ресторанов и клубов. И в любой из этих социальных групп присутствуют свои потребности. Потому как каждая из этих групп обладает определенными характеристиками. Но прежде всего надо начать с определения понятия «социальная группа». «Социальная группа – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями». То есть социальная группа – общность, в которой ее члены объединились на основе какой-либо цели или выгоды.

Для описания состава группы необходимо сформулировать набор параметров, учитывая при этом тип деятельности этой группы.

Одной из характеристик группы является ее размер. Количество участников группы обычно определяют интенсивность и характер внутригрупповых взаимодействий. Чем меньше группа, тем более тесные отношения возникают между ее членами, например в паре фигуристов будут более близкие отношения, чем между игроками футбольной команды. С увеличением количества присутствующих в группе развивается ее структура.

Любая группа имеет какую-либо структуру, как правило, состоящую из лидера и тех, кто следует за ним. Когда отсутствует лидер, остальные члены группы начинают испытывать трудности во взаимодействии друг с другом. Например, школьный класс без преподавателя, футбольная команда без тренера, оркестр без дирижера превратились бы бессмысленную толпу людей. То есть в группе некоторые члены имеют больший авторитет, чем прочие. И как раз за ними остается право решать спорные вопросы, и на них лежит большая часть ответственности.

Разумеется, участники группы контактируют друг с другом, причем это может быть как реально, так и дистанционно. Но в любом случае они взаимодействуют, и в группе происходят групповые процессы.

Одним из ярких процессов, протекающих в группе, является групповое давление. Проявляется оно в том, что члены группы стремятся придерживаться мнения большинства. Человек с иной точкой зрения подстраивается под группу, принимая их суждения. В результате чего достигается общее согласие. Человек по своей природе боится быть не принятым в общество, быть отвергнутым. Ему важно находится в социуме, а не вне его, важно быть понятым. В этой ситуации проявляется социальная потребность людей в соответствии с пирамидой Маслоу.

Наряду с ситуацией, когда большинство подавляет меньшинство, есть еще и обратная, когда меньшинство оказывает влияние на большинство. «Меньшинство в виде элиты воздействует на большинство – массу.

С вовлечением в какую-либо социальную группу индивид сталкивается с установленными в этой группе социальными нормами, то есть с совокупностью определенных правил, которые регулируют поведение участников. «Наличие в группе более или менее развитой и относительно устойчивой системы групповых норм позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, а также облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения». В случае если участник группы не соблюдает установленные социальные нормы, то к нему применяют санкции, негативные или позитивные, при помощи которых группа вынуждает или стимулирует своего члена их соблюдать.

Таким образом, социальные группы – это такие совокупности людей, которые объединены каким-либо признаком и имеющие общие цели и интересы.

Практическая часть

На российском телевидении в настоящее время существует множество развлекательных передач. Причем с каждым телевизионным сезоном их становится все больше и больше. Одни нацелены на раскрытие талантов нации, другие несут в себе больше юмористический контент, третьи – разговорного жанра. И большинство из них популярны. Потому как после очередного выпуска программы на следующий день в университетах, в офисах вместо рабочего процесса в коллективе живо проходит обсуждение увиденного. Люди делятся эмоциями, цитируют чьи-то слова и т.д.

Одним из популярных ТВ-шоу является «Вечерний Ургант». Эта передача выходит на Первом канале с понедельника по пятницу в 23:30. Ведущий шоу – Иван Ургант. Продолжительность выпуска – 30 минут, по пятницам – 52 минуты. Дата выхода первой передачи – 16 апреля 2012 года. Аналогом этой программы можно назвать вечерние шоу в Америке, которых несметное множество. Самые известные из них – Late Show with David Letterman, The Tonight Show Starring Jimmy Fallon, The Late Late Show with Craig Ferguson.

Как и любая передача, это шоу имеет свою структуру. Начинается шоу с небольшой заставки за кулисами. Обычно в ней принимает участие сам Ургант, а также гости, пришедшие в студию. Разыгрывается мини-сценка или мини-диалог. Среди телевизионщиков эта часть программы называется тизером, то есть сообщением, в ходе которого о чем-то говорится, но при этом не показывается. То есть тизер – эта некая заманка, уловка для зрителей, чтобы привлечь их внимание к самой программе.

После тизера идет заставка вечерней/ночной Москвы и гуляющего по ней Урганта. В кадре также появляются соведущие Урганта, отвечающие за различные рубрики, и питерская группа FRUKTbl,, которая в течение всего вечера вживую исполняет музыкальные номера (сама заставка вначале, известные саундтреки и переделанные на расслабляющий лад песни приходящих гостей). Под последние аккорды начальной музыкальной заставки на сцену выходит Иван Ургант, где зачитывает и комментирует последние новости.

Дальше начинается основная часть передачи, в ней ведущий уже садится за стол и продолжает шоу именно с этой позиции. В данной части студии он принимает гостей, разговаривая на самые разные темы. Помимо всего прочего программа предполагает различные рубрики. В рубрике может участвовать сам гость (и, кстати, некоторые рубрики разовые и специально разработаны для определенного гостя, то есть имеют особое содержание либо включают в собственное название имя пришедшей звезды). Рубрика может быть совмещена с интервью или просто быть его частью. Для каждой рубрики характерна своя яркая и динамичная видео- и аудиозаставка

Рубрики в передаче есть, как уже было сказано, разовые (так сказать, уникальные) и постоянные, которые периодически (не в каждом выпуске) появляются в шоу. К постоянным рубрикам относятся следующие:

Острый репортаж с Аллой Михеевой

Взгляд снизу

Пойдем в кино, Оксана!

Я живу! с Антоном Комоловым

Дамский клуб

Культурные приключения Мити и Вити

Пять вспышек прекрасного

Ми-ми-ми

Я спросил у пользователя

Рассмотрим подробнее каждую из рубрик и выясним, что она из себя представляет и что в ней особенного.

Острый репортаж с Аллой Михеевой. Специальный корреспондент Алла Михеева (Ургант часто называет ее Аллочкой), приходя в студию, рассказывает о каком-либо событии. Показывается сам репортаж, в котором Аллочка без стеснений подходит как к простым людям, так и к самым известным и уважаемым персонам и интервьюирует их. Например, она запросто может спросить какой-нибудь вопрос, временами глуповатый или смешной, у политиков, звезд шоу-бизнеса мировой величины. После просмотра репортажа обычно происходит обсуждение увиденного с ведущим. Репортажи Михеевой очень легки и несерьезны, как и сама Алла, которая всегда одета в яркие платья, тем самым девушка олицетворяет «глупую, но в то же время смешную красоту».

Многие мои знакомые, так же как и я сама, думали, что Аллочка на самом деле «наивная дурочка». У всех вызывало это умиление. «Специальный корреспондент» постоянно подогревала интерес как к своей персоне, так и к передаче в целом, потому как зрители с нетерпением ждали, что же нового и смешного она выдаст, и думали-гадали, какая же она в реальности. Со временем зрители сошлись во мнении, что Алла – настоящая актриса, которая блистательно справляется с ролью глупенькой красотки.

Следующая рубрика, пользующаяся особой популярностью и любовью у зрителей, - «Взгляд снизу». Главные герои этой рубрики – дети. Иван Ургант беседует с маленькими респондентами на разные актуальные темы. При этом ведущий сидит на низком стульчике, чтобы быть на одном уровне с детьми и вести с ними беседу на равных. Участвующие в передаче дети возрастом приблизительно от 5 до 9 лет. Некоторые вещи они не знают, тем интересней наблюдать за рассуждением маленьких членов общества. Забавно еще и то, как малыши трактуют общеизвестные факты, распознают известных личностей и что они думают на известные их возрасту темы. Безусловно, эта рубрика умиляет зрителей и нравится им. Во-первых, тем, что дети говорят, что думают. Они не подбирают специальных слов, чтобы кому-то понравиться. Во-вторых, устами младенца глаголет истина. В-третьих, многим, наверняка, интересно, как воспитаны дети, так сказать, подрастающее поколение, что они знают и не знают. И как вариант, в-четвертых, некоторые родители, имеющие детей такого же возраста, сравнивают своих с героями программы.

Пойдем в кино, Оксана! Эта рубрика носит информативный характер. В студию приходит кинокритик Антон Долин, который рассказывает о новинках отечественного и зарубежного кинопроката, советует, на что следует пойти, на что следует обратить внимание. А также он говорит о каких-то малоизвестных фактах из жизни актеров, режиссеров, фильмов. Рубрика достаточно интересна тем, что в ней представлено профессиональное мнение. Вряд ли человек, собирающийся в кино, будет специально выискивать отзыв кинокритика. В лучшем случае он посмотрит отзывы от тех, кто уже посмотрел этот фильм, или просто прочтет рецензию.

Так же как и предыдущая рубрика, «Я живу! с Антоном Комоловым» проходит в более серьезном ключе, но все равно с элементами юмора. Здесь зрителю предоставляется возможность увидеть новые гаджеты и приспособления, отобранные на определенную тему. Причем гаджеты абсолютно уникальные, то есть очень трудно их искать на просторах интернета. Таким образом, эту рубрику можно назвать и информативной, и в то же время культурно-развивающей.

Дамский клуб – смешная рубрика, которую ведет Александр Гудков, бывший соведущий Урганта. Гудков ведет беседу с пенсионерками на самые разные актуальные темы. Каждая из 4-5 бабулек высказывается, говорит то, как она считает. Другие либо поддерживают ее, либо вступают в полемику. То есть происходит все как в обычном дворе на лавочках, только в студии и с трансляцией по телевидению. Гудков всегда ласково называет пенсионерок девчатами и иногда обнимает за плечи. Дамский клуб – перевертыш рубрики «Взгляд снизу»: такие же беседы, только с людьми старшего поколения. Опять же рубрика привлекает внимание тем, что думают о происходящем в мире среднестатистические бабульки.

Культурные приключения Мити и Вити – обзор культурных событий. Ургант вместе с соведущими высказывают противоположные мнения о разных мероприятиях.

Пять вспышек прекрасного, пожалуй, одна из «продвинутых», «трендовых» рубрик, потому как в ней ведущий показывает и комментирует смешные публикации из популярной ныне сети Instagram. В качестве объектов рассмотрения выступают фотографии, выложенные преимущественно российскими звездами шоу-бизнеса. Иван Ургант показывает их и ранжирует от пятого до первого места.

Ми-ми-ми – относительно новая рубрика в шоу. Ведущий приносит в корзине какое-нибудь маленькое животное и начинает его тискать, разговаривать с ним. Ургант, держащий на руках маленького хомячка или щенка, невероятно мил, поэтому во время этой рубрики в студии зрители начинают умиляться. Даже судя по этой рубрике видно, что продюсеры шоу отслеживают последние тенденции, происходящие в обществе. Тема «ми-ми-ми», которая означает умиление, что-то очень хорошее, появилась совсем недавно и вот, она уже именует одну из рубрик популярного российского ТВ-шоу.

И наконец, последняя рубрика, входящая в число постоянных, - «Я спросил у пользователя». В ней Ургант читает комментарии пользователей, которые отвечали на предварительно заданный вопрос в социальных сетях. Этим создатели шоу пытаются показать, что передача рассчитана на относительно молодую и активную часть населения, которая сидит в интернете, ведет виртуальную социальную жизнь.

У Урганта в передаче есть соведущий, который стоит за тумбой и также встречает гостей, помогая Ивану вести шоу. Как правило, соведущий участвует в диалоге с Ургантом до прихода гостей. Также над соведущем Ургант часто устраивает шуточки, отпуская едкие замечания по поводу внешности. Такие «конфликты» создают веселую атмосферу в студии.

Заключительная часть ТВ-шоу является музыкальной: Ургант объявляет музыкального гостя, который исполняет одну композицию на специальной сцене. Нередко это бывает премьеры из новых концертов, программ. После чего Ургант выходит на эту же сцену и прощается со зрителями.

Аудитория «Вечернего Урганта»

Как ответил сам Иван Ургант в одном из своих интервью на вопрос об аудитории «Вечернего

По моим же наблюдениям аудитория этого ТВ-шоу выглядит следующим образом. Передача ориентирована на активное население (включая молодежь и людей до 50), которое интересуется новостями, следит за развивающимися тенденциями. Это открытые миру и изменениям люди, которые любят хорошо посмеяться. У программы обширный возрастной состав аудитории. Причина в том, что в шоу есть элементы, которые присущи и только молодому поколению (рубрики со сленгами «Ми-ми-ми», использование Instagram и прочих компьютерных технологий), и взрослой аудитории. Если проанализировать социальные сети, в которых есть официальные группы передачи, то можно увидеть, что количество участников этих групп велико. Так, в группе Вконтакте состоят  480 948 подписчиков (почти 500 тысяч). Из них 400 тысяч – это пользователи возрастом до 30 лет. На долю от 30 до 50 лет приходится 57 тысяч, то есть приблизительно одна десятая часть. Из социальной сети видно, что большую часть аудитории составляют молодые люди. Но не стоит забывать, что далеко не все из взрослого населения зарегистрированы в сетях, и вовсе необязательно, чтобы все, кто любят передачу, состояли в

каких-то группах. Если говорить о других интернет-ресурсах, то, например, в Facebook официальная страница шоу насчитывает около 286 тысяч фолловеров, Instagram – 680 тысяч подписчиков, но все рекорды бьет Twitter – 1,9 млн читателей.

Половой состав аудитории говорит о том, что женщин, смотрящих это шоу, больше, чем мужчин. Это объяснимо: многим девушкам нравится Ургант как ведущий, как мужчина. У него отменный имидж и стиль, что неоднократно подтверждалось получением различных премий от известных глянцевых изданий. Хотя наряду с этим многие мои знакомые – лица мужского пола – также находят ведущего весьма симпатичным и харизматичным, у которого есть чему поучиться как в плане внешнего визуального образа, так и в умении остроумно шутить. Если снова заглянуть в социальные сети, мы видим: Вконтакте собрало 300 тысяч женщин и 200 тысяч мужчин. То есть женщин чуть-чуть больше. Что касается Facebook, Instagram,Twitter , здесь невозможно посмотреть половой или возрастной состав, только общее количество участников.

Рассматривая профессиональный критерий, то есть какой специальности или профессии человек, смотрящий шоу, можно сказать, что какого-то явного отбора нет. Программа не нацелена, например, только на людей творческих профессий или, наоборот, только технических, инженерных. Нет, передача подходит для всех.

Как видно, люди, состоящие в группах передачи, образуют социальные группы. Они имеют свой состав, размер, о которых уже было сказано, а также между ее членами происходят групповые процессы. Но так как взаимодействие происходит все-таки дистанционно, то пронаблюдать те процессы, которые были упомянуты в теоретической части, крайне сложно. В таких группах редко возникает групповое давление. Мне кажется, потому что участники не знакомы друг с другом, чтобы кооперироваться и нападать против другого.

В таких социальных группах есть место поляризации мнения, когда есть две стороны противоположных взглядов. Но при этом вовсе необязательно, чтобы в итоге только одна из точек зрения была принята всеми участниками группы. Потому как в данном случае группа не стремится к единомыслию. Здесь все-таки ведутся дискуссии, выражается личное мнение, предпочтение, и каждый вправе сохранить его, не изменяя.

Итак, основные характеристики аудитории ТВ-шоу «Вечерний Ургант» выявлены. Теперь перейдем непосредственно к теме исследования. Какие потребности зрители удовлетворяют при помощи шоу?

Задачей моего исследование было выявить, почему люди смотрят программу «Вечерний Ургант», что заставляет их это делать.

В качестве инструмента анализа мной был выбран метод опроса. Для этого я выбрала непосредственно фокус-группу – аудиторию передачи в социальных сетях. В официальных группах Вконтакте, Facebook, Instagram я опубликовала свой опрос, точнее это было мой краткий комментарий с просьбой пройти опрос, а ниже располагалась ссылка на само анкетирование. Моя запись была помещена в поле для комментариев под новостью, опубликованной администрацией группы. Получилось так, потому что стена, на которой вывешиваются материалы и информация, была закрыта для пользователей. То есть самой предложить что-то и написать нельзя. Спустя несколько секунд после публикации моего комментария в группе Вконтакте «заморозили» мой аккаунт, сославшись на то, что у меня чрезмерная активность. Другими словами, мою запись расшифровали как спам или как угрожающую/вредоносную ссылку. Причем произошло это только в нашей русскоязычной социальной сети. Ни на Facebook, ни в Instagram подобных инцидентов не было. После разблокировки собственной страницы я решила, что буду действовать «точечно», то есть отправлять опрос в личные сообщения пользователю. Под пользователем в данном случае понималось, что человек состоит в группе шоу. То есть в круг опрошенных не входили вообще все мои знакомые, просто потому что они знакомые и могут мне помочь. Друзей я, конечно, опросила, но только тех, кто опять-таки состоял в группе или не состоял, но лично я знала, что этот человек смотрит шоу.

Следующим шагом стало следующее. Я отправляла свой опрос тем пользователям, которые были активны в последнее время. Под мое исследование попадали те, кто комментировал самые поздние по дате публикации группы. Комментарии были, как правило, написаны либо в течение текущего дня. Для меня было неважно, какого пола, возраста пользователь. Главное – что он был активен в группе. Это означало, что он, допустим, смотрел последний выпуск шоу, и/или ему настолько нравится передача, что ему интересно все, что с ней связано. И поэтому велика вероятность того, что он пройдет и мое анкетирование. Итак, я стала рассылать опросник людям. Но даже здесь у меня был лимит по отправляемым сообщениям – не больше 20 сообщений в день тем, кто не является моим другом в сети. Сразу хочу сказать, что мой первоначальный метод, как мне кажется, не был бы столь эффективным, как тот, который я в итоге применяла на практике. Вообще мало людей в сети, которые переходят по непонятным, непроверенным ссылкам. Во-первых, из цели безопасности своего аккаунта, во-вторых, эту ссылку могут просто не заметить в таком огромном потоке информации: потоке новостей, комментов, фотографий и прочего.

Многие, кому я рассылала опрос, отвечали мне: «Конечно, без вопросов, с радостью», некоторые даже желали удачи в защите курсовой работы, что, безусловно, было приятно. Иными словами, я была удивлена тем, что практически каждый откликнулся на мое сообщение и прошел анкетирование.

Как может быть видно, я сосредоточилась на одной сети Вконтакте, потому что подобного рода активности легче и проще проводить именно тут. В Facebook я не могу просматривать участников группы, мне видны только те, кто у меня находятся в друзьях. В Instagram нет функции перехода на постороннюю ссылку, более того сам электронный адрес опроса нельзя скопировать, чтобы потом вставить в браузер и просмотреть, что же там. Нужно все вводить вручную. Естественно, что вряд ли кто-то этим занимался.

Итак, теперь непосредственно об опросе. Мой опрос представлял собой 9 вопросов, 6 из которых касались самой передачи, а 3 – указывали на характеристику респондента. Вопросы были как открытые (не предполагающие выбора варианта ответа), так и закрытые (предполагающие выбор).

Ниже представлен сам опрос:

Как часто Вы смотрите передачу?

- постоянно

- 2-3 раза в неделю

- реже, чем 1 раз в неделю

Сопровождается ли просмотр передачи какими-либо посторонними действиями? Если да, то какими (мытье посуды, чтение журналов и т.д.)?

Какой способ просмотра шоу Вы предпочитаете?

- по ТВ

- в сети интернет

- оба варианта

По каким причинам Вы смотрите шоу «Вечерний Ургант»?

- нравится ведущий

- получение новостей в легкой форме

- интервью со звездами

- музыкальные номера

- хороший способ отдохнуть, расслабиться

- другое (свой вариант)

Какие эмоции Вы испытываете при/после просмотре (а) шоу?

Зачем Вы смотрите это шоу?

Ваш пол:

- мужской

- женский

Сколько Вам лет?

Пожалуйста, укажите род деятельности

Первый вопрос задавался с целью узнать, целенаправленность просмотра шоу. Если человек смотрит редко, то, возможно, это происходит вообще по случайности. Передача служит фоном для других действий. Или человек мог случайно «набрести» на передачу, изначально не планировав ее смотреть.

Второй вопрос был открытым: предполагалось, что респондент сам напишет свой ответ, а не выберет из предложенных. Этот вопрос также был рассчитан на исследования мотива включения шоу.

Третий вопрос также проверял гипотезу о целенаправленности просмотра. Когда смотришь по телевизору передачу, это вовсе не означает, что ты действительно ее смотришь. Шум программы может заполнять пустоту, создавая видимость наполненности комнаты или квартиры. В то время когда просмотр шоу на УоиТиЬе или на официальном сайте программы означает, что зритель специально и осознанно это делал. Человека что-то завлекло, что он не поленился, потратил свое время, чтобы найти нужный ему выпуск в интернет-пространстве и просмотреть его.

Четвертый вопрос касался уже самих причин просмотра шоу. Другими словами, что их привлекает в передаче, что им нравится. Здесь помимо готовых ответов респонденту была дана возможность также самому вписать свой вариант, расписав его более подробно. А среди готовых ответов можно было выбрать несколько.

Вопрос про эмоции связан с потребностями человека при просмотре шоу. Начинает ли он чувствовать себя иначе, меняются ли какие-то ощущения, чувства и т.д.

Шестой вопрос также давал мне представление о том, почему зритель смотрит, что он получает «на выходе», удовлетворятся ли его потребности.

Последние три вопроса давали характеристику о респонденте, чтобы впоследствии можно было проанализировать, кто является аудиторией передачи.

Анализ полученных результатов:

Мною было опрошен 61 человек. Среди них 37 женщин и 24 мужчины. Возраст опрашиваемых составил от 12 до 52 лет. Половина респондентов – студенты (32 человека), остальные – люди из сферы журналистики, коммуникаций, офисные сотрудники, педагоги, предприниматели.

Большинство опрошенных (41%) смотрят передачу 2-3 раза в неделю, реже, чем раз в неделю – 38 %, постоянных зрителей оказалось 21%.

Что касается посторонних действий во время просмотра передачи, то большинство людей (19 человек) ответили, что ничем другим не занимаются. Примерно поровну получилось ответов, связанных с готовкой еды или приемом пищи, а также связанных с каким-то «небольшим» трудом (вышивание, чтение газет, слушание музыки). 7 человек ответили, что занимаются деятельностью, связанной с использованием интернета, компьютера.

Зрители предпочитают просмотр шоу в сети интернет (46%). Те, кто делает это по телевизору и кому не принципиально, разделили одинаковый процент.

Более 60% респондентов считают, что просмотр передачи – это хороший способ отдохнуть, расслабиться, снять напряжение. Высокий процент набрал и вариант про хорошего ведущего и интервью со звездами (оба по 57%). Также многие выбирали вариант «другое», объяснив это тем, что нравятся отдельные рубрики передачи. А именно – «Взгляд снизу», «Острый репортаж с

Аллой Михеевой».

Основные эмоции, которые зритель получает при просмотре, положительные (радость, счастье, расслабляющие). Такой ответ записали 47 человек. Некоторые испытывают восхищение, многие отвлекаются от напряженности, существующей в мире. Встретился ответ: хочется жить. И только 2 из опрошенных ответили, что не испытывают эмоции вообще, и еще 2 сказали, что разочарованы.

Ниже представлены основные причины, по которым смотрят это шоу люди:

«Это очень современное, качественное, зрелищное вечернее шоу со смешными комментариями и кратким обзором модных событий в мире кино, музыки и шоу-бизнеса», «интересен ведущий, то, как он представляет текущие события, происходящие в мире», «посмотреть на известных людей немного со стороны, кажется, что они больше раскрываются в такой непринужденной обстановке, чем в банальных интервью», «интересные гости, тонкий юмор ведущего», «чтобы учиться образу жизни, стилю», «расслабиться», «способ отвлечься», «нравятся рубрики в передаче, интервью со звездами; это программа хорошего уровня, за которую не стыдно; интересно наблюдать за ведущим, то как он задает вопросы, что ему интересно узнать от приходящих гостей», «обожаю Урганта».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Люди смотрят шоу, потому что передача – хорошее завершение тяжелого дня, она помогает расслабиться, посмеяться, зарядиться позитивом. Во многом происходит это благодаря так полюбившимся народу рубрикам. Один из респондентов ответил, что передача дарит ему счастье. В своей работе я уже говорила, что именно удовлетворение высших потребностей приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности. То есть посредством передачи зритель может удовлетворять духовные потребности, которые находятся на самой вершине пирамиды Маслоу

Причина популярности шоу – в личности. Ведь ведущий ответственен за все, что есть в передаче – контент, информационное сопровождение, гости, музыка. Очень многое зависит от вкуса телеведущего. В этом плане Ургант является неким эталоном, идеальным образцом. Потому как он и шоумен, и человек, серьезно увлекающийся музыкой, и актер. Он во многом разбирается. Ургант мгновенно реагирует на происходящее. Поэтому многие хотят на него равняться, следуют его стилю, перенимают манеры.

В этом случае зритель удовлетворяет престижные потребности. Человек стремится к признанию, уважению, достижению успеха и определенной репутации, которая сейчас во многом зависит от того, как ты выглядишь и как ты себя преподносишь в обществе. Люди смотрят и перенимают манеры и внешний облик ведущего, который объективно служит в настоящее время образцом для подражания.

Безусловно, одна из «фишек» передачи – звездные гости. Приходя в студию, зачастую они открываются с новой, неожиданной стороны. Заслуга – во многом ведущего, ведь он задает вопросы и направляет ход беседы. Зритель узнает новое о той или иной знаменитости, получая о нем сведения. Беседа с гостем протекает в расслабленном, ненапряженном тоне, как будто с другом. В этот момент человек начинает себя идентифицировать как еще одного собеседника, воспринимающего информацию. Он представляет себя в обществе ведущего и гостя, тем самым удовлетворяя свои социальные потребности.

Более того, когда человек включает программу, он тем самым пытается найти удовольствие и избавиться от неудовольствия, вызванное напряжением после тяжелого дня. Респонденты отвечали, что «Вечерний Ургант» - идеальная программа, завершающая день. После нее избавляешься от негативного и с позитивными эмоциями, расслабленный от напряжения, идешь спать. То есть здесь также работает принцип удовольствия-неудовольствия по Фрейду.

Подвести итоги хочется словами самого ведущего Ивана Урганта: «Основная задача этого шоу - чтобы люди, посмотрев его, пошли спать с улыбкой. И делаем мы его ровно так, как хотим. И ведь смотрят же программу»[12].

 

 

Загрузка...
Комментарии
Отправить