Психофизиологические особенности тревоги и страха

Загрузка...

Страх можно считать физиологически обусловленным феноменом жизни человека, который так или иначе может влиять как на общественную жизнь отдельного субъекта, так и на общественное настроение в целом. На данном условно-теоретическом уровне феномен страха некоторые ученые определяют как инстинкт, драйв, базальную эмоцию.

Психофизиологии склонны считать, что с возникновением ощущений у живых организмов появляются эмоции как своеобразный физиологический фон. Эта гипотеза закрепилась в большинстве учебников и словарях по психологии. К.К. Платонов придерживался иного мнения. В своих исследованиях он доказывает филогенетическую и онтогенетическую первичность эмоций как более ранней формы отражения, чем от чувств. По его мнению такие примитивные эмоции связаны с движениями, которые направлены на повышения контакта с полезным объектом или И.М. Фейгенберг считает боль и страх взаимосвязаны, так как боль вызывает чувство страха, состояние страха ощущение боли может возникнуть под влиянием таких раздражителей, которые обычно не вызывают боли [10, 3].

Первые попытки рационализировать представления человека о своих страхах осуществляли древнегреческие и римские мыслители Диоген, Сенека, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Цицерон. Они описывали причины возникновения и проявление страха. Одни описывали страх, другие тревожность. Существенный вклад в разработку проблемы страха внес Платон. Он выделил два вида страха, к которым склонен человек: это во-первых, боязнь зла, которое мы ожидаем, а во-вторых, страх посторонней мысли (Чтобы не узнали о наши плохие поступки и не воспринимали нас как плохих людей). Этот второй вид страха называют стыдом.

Аристотель исследовал причины и основы страха. Рассматривая духовные изменения, он выделил в них аффекты, способности и приобретенные свойства. Аффектами, к которым Аристотель относит и страх, называет все то, что связано с удовольствием и страданием. Философ предлагает рассматривать страх как результат соответствующей социальной качества которой является семья, дружба, любовь, образ жизни, мировоззрение т.д. Но соглашаясь с таким мнением мы можем сделать вывод, что страх имеет и положительное значение как предупреждение о возможной потере ценностей, как средство стимулирующее деятельность человека на воссоздание их целостности в случае разрушения и, как сильный воспитательный фактор, реализуемый в соответствующих средствах.

Очевидно, это может происходить только при условии рационального осознания и предвидения ситуации страха. Все это дает возможность высоко оценить вклад Аристотеля в установка и понимание категории страх. Датский философ и теолог Серен Кьеркегор сосредоточивал внимание на том, что страх и тревога относятся к внутренним состояниям, он обращал внимание на разграничение объективного и субъективного страха. Он рассматривал взаимоотношения тревоги и свободы право на свободу вызывает чувство тревоги [6, 3].

Тревога это состояние человека, который сталкивается со свободой. С биологической точки зрения страх изучал Дарвин. Он рассматривал страх как универсальную характеристику как животных, так и людей. Страх развивался в ходе эволюции как реакция приспособления к опасным ситуациям. Проявление страха, по Дарвину, включает учащенное сердцебиение, дрожь, увеличение потоотделения и другие физиологические реакции, которые являются результатом активизации вегетативной нервной системы. Б. Спиноза исходной категорией для объяснения феномена страха выдвигает желание, что отождествляется с самой сущностью человека. Основными модусами желание в зависимости от возможности или невозможности его осуществления выступают удовольствие, и неудовольствия Д. Юм также уделяет особое внимание проблеме страха. Он считает, что страх и его противоположная форма надежда появляются в силу недостоверности или вероятности состояния духа. Это есть возможным при условии постоянной борьбы противоположных возможностей реализации аффектов, в ходе которых дух постоянно переходит из одного состояния в другой. Когда в воображении смешиваются противоположные аффекты (горе радость), то в результате этого сочетание образуются аффекты надежды и страха. Юм предложил с позиции анализа проблемы противоречий между аффектами такие варианты их взаимодействия: при появлении противоположных аффектов одновременно возможно усиление одного и ослабленная другого; поочередная преимущество; одновременное существование двух аффектов и появление третьего вследствие их соединение.

Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежно установление критериев страха до сих пор не обнаружено. Психология аффективных процессов не выработала четкой и признанной большинством ученых терминологии, что затрудняет изучение феномена страха как психологического явления. Причина этого осложнения заключается в том, что эмоции, которые находятся в постоянной и непрерывной динамике, имеют яркую субъективную дефиницию. Все это исключает возможности простого трактования феномена страха как эмоции.

Понимание страха как инстинкта прослеживается в работах Мак-Даугола. Особенность инстинкта страха, по его мнению в том, что его соответствует такой тип инструментальной активности как побег [8; 9].

Ряд ученых считают, что первичные эмоции в процессе эволюции усложняются и образуются вторичные эмоции производные от базальных.

Подобной точки зрения придерживаются Т. Рибо, З. Фрейд, Дж. Уотсон, Е.Клапаред, П.В. Симонов, А.Е. Ольшанникова и др. При этом база-приемная эмоции неотъемлема, при рождении индивида, и в ходе его субъективного развития дают жизнь другим, вторичным эмоциям.

Разновидностями, или производными от страха, считаются чувства тревоги, вины (растерянность и застенчивость), стыда (угнетение) и даже такая категория, как совесть.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон в своих исследованиях рассматривает страх как фундаментальную, врожденную эмоцию. В качестве стимулов, которые вызывают реакции похожи на страх у новорожденных, он рассматривал потерю опоры, шум, громкие звуки, прикосновение в виде легкого толчка в период засыпания или пробуждения.

Однако дальнейшее развитие страха происходит в направлении расширения объектов на основе условных рефлексов. Такой же точки зрения соблюдаются В. Штерн, Ж. Прейер.

Большинство исследователей сходятся на том, что проблема тревоги и страха как проблема психологическая была впервые выдвинута и нуждается в специальном анализе в исследованиях З. Фрейда. Он одним из первых рассматривал вместе и страх и тревогу и соединил их в одно anxiety. В психоаналитической литературе проблема эмоций рассматривается через понятие аффекта. Источником аффектов есть биологические поезда, вместилище которых есть Оно ‑ не-сознательное. Контакты человека с внешним миром приводили к возникновению механизмов, которые ограничивались эмоциональными реакциями и предавали им завершенной формы, в отдельных слухах приводило к вытеснению некоторых эмоций со сознания. Процесс вытеснения происходил благодаря возникновению anxiety, в результате чего нарушался связь некоторых эмоциональных процессов с другими сферами личности, что иногда приводило к психологическим расстройствам. По мнению З.Фрейда, страх это состояние аффекта это объединение определенных ощущений ряда удовольствие неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двойное: страх, как прямое следствие травмирующего фактора; как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора. Страх осуществляет вытеснение и отвечает вытесненном желании, но не эквивалентен ему.

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он считал, что тревогой следует играет роль сигнала, который предупреждает Эго об опасности, исходящей от интенсивных импульсов. Следовательно Я, что олицетворяет интеллект, ум, рассудительность, постоянно испытывает давление со стороны внешнего мира, посягательство Оно, строгость сверх Я и поэтому постоянно находится в состоянии перманентного беспокойства и страха.

При этом в научной литературе наблюдался распределение между тревожностью как чертой личности и тревожностью как психическим состоянием. Можно говорить также о страхе как особенность личности, и как тревожность, как переходное психическое состояние. Так же существует понятие тревожное состояние, которое свидетельствует о боязни, повышенной готовности индивида к реакции страха.

Подобно Фрейду трактует тревогу К. Роджерс. Основой его теории является Я концепция восприятие индивидом самого себя относительно своего Я, организованная в целостный и интегральный феномен, которому придается большое значение. Критикуя Я-концепцию, индивид склонен к страху или принятия принадлежит комплексной позиции. Таким образом, появляется невод-соответствие между Я-концепцией и переживаниям, и человек погружается в осознанную или неосознанную тревогу, что приводит к различных психических расстройств [2; 7].

Основой теории современного немецкого психолога Ф. Римана является концептуальная точка зрения С. Фрейда и К. Роджерса. Он выделил четыре основные формы страха, что существуют в рамках четырех основополагающих импульсов человека, которые находятся в постоянном взаимодействии с человеческого Я. По мнению Ф.Римана, первая форма страха связана со стремлением личности к самостоятельности и неповторимости. Вторая форма страха является доминантой стремление личности активно участвовать в жизни общества. Третья форма связана со стремлением человека к определенной неизменности и длительности, устойчивости Я и окружающего мира. Но любая, даже малая обстоятельство, направленная на разрушение этого убеждения, имеет обратную сторону страх. Четвертая форма страха, по теории Ф. Римана, определен вечным стремлением человека к изменению, развитию и преодолению старого, уже познанного, укорененного. Это страх перед новым и одновременно страх перед инертностью будней, что сковывает творческие возможности человека. Охарактеризовав формы страха, Ф. Риман утверждает, что основные человеческие стремления встречаются парами, которые дополняют и противоречащие друг другу: как импульсы самосохранения и отделения с противоположным стремлением к изменениям и риска. Каждому стремлению присущ страх перед противоположным стремлением [9]. Следовательно, правомерно сделать вывод, что Ф. Риман относит страх к основополагающему и закономерному, постоянно присутствующему феномену людского существования.

Из анализа научных источников известно, что ребёнок начинает вздрагивать через несколько суток после рождения от резкого звука или вспышка яркого света. В этой реакции видели базальный страх. На 6 месяце после рождения ребенок реагирует на неизвестное лицо: ученые трактуют это как испуг. Теряя опору, ребенок также испытывает страх [11]. Все эти факты дают основание еще раз подтвердить гипотезу об условно-рефлекторный характер страха. Но не все психологи являются сторонниками идеи врожденности эмоций. Американский физиолог Х. Дельгадо отрицает идею врожденности эмоций и возможности наблюдать эмоции у новорожденных [13].

А.И. Захаров как ведущий специалист в области детских патологии и преодоление страха у детей считает, что первые проявления страха наблюдаются у детей в возрасте 2-3лет. Позже говорит о том, что, что рефлекторная тревога является плодом во второй половине срока беременности.

Складывается впечатление, что многие ученые-физиологи не замечают разницы между понятиями чувство страха и тревоги. Поэтому мы не можем не рассмотреть вопросы понятия страха и тревоги. И страх и тревога имеют общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения или обеспокоенность. В этих двух понятиях отражении восприятие угрозы или отсутствие чувство безопасности. Советский психолог В.С. Гдерябин считал, что существуют различные градации страха, которые выражаются у человека в разных формах, в зависимости от обстоятельств и мотивов самой личности. До градаций страха он относил: ужас, панику, боязнь, тревогу, боязливое ожидание, запугивание, забитость. Объясняя ощущения ужаса, В.С. Дерябин определяет его как сильнейшее внезапное и быстродействующее чувство страха, которое является степенью страха.

Французский ученый Ж. Годфруа близкий к выше указанным взглядам, утверждает, что с точки зрения физиологии, тревога не отличается от страха. Основное отличие в том, что тревога вызывает активизацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Тревога представляет собой переходное состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией.

При этом в научной литературе наблюдался распределение между тревожностью как чертой личности и тревожностью как психическим состоянием. Можно говорить также о страхе как личностной особенности и о тревожности как переходном психическом состоянии. Так же существует понятие тревожное состояние, что свидетельствует о боязливость, повышенную готовность индивида к реакции страха.

В.В. Суворова [12], в своей книге Психофизиология стресса определяет тревожность как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха, может быть беспредметным и зависеть от чисто субъективных факторов, получают знания в контексте индивидуального опыта [14].

А.М. Прихожан [15] определяет тревожность как устойчивое личностное образование, которое сохраняется в течение достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, и константные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональные и операционный аспекты при доминировании эмоционального. Нужно отметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, что одна из составляющих тревожности страх. Тревога это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях опасности и, проявляющееся в при неблагоприятном развитии событий.

Не углубляясь в дискуссию, определим некоторые характерные качества страха и тревоги, которые чаще всего встречаются в современной психологии:

- тревога это комбинация эмоций, страх лишь одна из них;

- страх является врожденной реакцией на опасность, то есть обусловленной формой психологического реагирования при наличии витальной угрозы. Тревога в отличие от страха, ‑ это приобретенный, социокультурный феномен;

- страх рассматривается как реакция на определенную и непосредственною опасность, которая, во время своего возникновения, образует в психике человека замкнутое пространство. Тревога является реакцией безобъективной, которая возникает при переживании не сознательной и неопределенной угрозы. То есть эта характеристика тревоги идентична понятию иррационального страха;

- тревога понимается как ожидание опасности, перенесено на будущее. Страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, прошлый опыт, который травмирует человека;

- несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональная (когнитивная), а страх эмоциональный, иррациональный феномен.

Амбивалентное взаимодействие тревоги и страха включена в единую природу феномена страха. С одной стороны, страх и тревога тесно переплетаются и не представляют друг без друга. С другой стороны это разные психологические состояния человека, которые зависят от силы и интенсивности переживаний, ценностной качества объекта или невозможности достижения поставленной цели. Их объединяет общий компонент в виде чувства беспокойства. Исходя из этого, мы принимаем шкалу эмоциональных переживаний Г. Вартаняна и Е. Петрова [7] и применяем понятие Ф. Березина - явления тревожного ряда [8]. Последний проводит различие между страхом как реакцией на конкретную, объективную, однозначно понятную угрозу и иррациональным страхом, который возникает при нарастании тревоги и проявляется в конкретизации и объективизации неопределенной угрозы. При этом объекты, с которыми связан страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги. В этом плане тревога и страх представляют собой различные уровни явлений тревожного ряда.

Итак, феномен страха внутренне имеет тональный диапазон (ряд), которая начинается с беспокойства, волнения, страха, тревоги, страха и завершается ужасом. Каждый из этих психологических состояний включает в себя феномен страха разной интенсивности, и одновременно они включены в этот феномен. Но в момент своего временного существования, непосредственного психологического акта, каждое из перечисленных явлений как бы вытекает из единой шкалы феномена страха и существует как самостоятельный психологическое состояние, явление, которое может сливаться с другими эмоциями и ощущениями. Такое трансцендентальное ощущение, конститутивные моменты полного феномена страха могут варьироваться.

Учитывая все вышесказанное, можно считать страх единственным метафизическим, трансцендентно-психологическим и социокультурным феноменом, который имеет множество состояний и реакций на угрозу жизни, социальные и нравственные ценности, самооценку человека, которая охватывает все сферы бытия человека. Страх может существовать в широком часовом измерении и действовать с разной энергетической силой, имеет универсальную многофункциональную природу и множество типов, функций, видов. В силу того, что человек постоянно находится в нескольких сферах жизни физиологической, социокультурной, идеальной и экзистенциональной, страх действует в каждой из сфер, но его проявление обнимает все существование человека, таким образом, сливая эти сферы в единый трансцендентный феномен метафизический страх. В это время человек находится в состоянии вызова-выбора, возможности невозможного, абсурдности своего воплощения, что имеет как негативно-разрушающий, так и положительно-образующий направления развития своего Я [15, 8].

Характеристика фобических реакций

Высшим проявлением страха является фобия. Что же понимается под словом фобия? Фобия ‑ это необъяснимый страх, который вызывается не реальной опасностью, а мнимой. Приступы фобического страха бывают настолько сильными, что часто перерастают в панику и сопровождаются такими психическими явлениями, как дезориентация и чувство нереальности. На практике у человека возникают реальные психофизиологические ощущения того, что вот-вот должно произойти что-то страшное: смерть, сердечный приступ, сумасшествие. Он начинает чувствовать головокружение или потерю равновесия, сердцебиение, расстройства зрения, слуха, глотания и дыхания. Иногда наблюдаются тошнота, боль в животе, мышечное напряжение, дрожь или онемение.

Некоторые источники утверждают, что около 50% населения земного шара страдает от хотя бы одной простой фобии. Страх полетов, боязнь высоты, боязнь уколов это лишь малая часть примеров. Отсюда вывод, что многие люди находятся в плену своих убеждений, и не стремятся от них избавляться.

Обычно фобии рассматриваются в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. В моем понимании навязчивость состояния это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают (навязываются) какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивые состояния не всегда свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из моих знакомых знакомо навязчивое повторение каких-либо слов (так называемых слов - паразитов) или напевание понравившейся мелодии и т.д.

Все чаще в обществе появляются корреспондентская литература (газеты, научные/досуговые журналы), фильмы посвященные фобиям человека. И всё это обусловлено тем, что каждый человек боится чего-нибудь, задумывается о страхе: чего я боюсь? почему я боюсь?, однако, это все имеет не только психологическую натуру боязнь (при виде предмета собственного страха, боязни предшествующих ощущений и чувств, например, боли).

Мало кто задумывался о том, где хранятся следы страха, почему происходят изменения в организме (потоотделение, белая кожа или различные болевые ощущения в теле) и что же контролирует страх физиологическая натура.

Когда у людей появляется страх, они чаще всего прибегают к помощи психолога, потому что они верят, что он поможет им справиться со своим страхом с помощью таких способов как: психотерапии, беседы, столкновением со страхом - которые скорректируют установки человека. Но, страх имеет и физиологическую основу, которая обычными психологами не разъясняется и не прорабатывается тщательно.

Тревожно-фобические реакции это психические реакции, возникающие на психастенической почве: мнительность, тревожность, эмоциональность, застенчивость, робость.

Выделяют три течения тревожно-фобических реакций:

Первое течение связанно с возникновением страха при наличии патогенной ситуации;

Второе течение с воспоминаниями человека;

И наконец, третье течение связанно с заполнением всего мышления воспоминаниями, которые превращаются в навязчивость.

Рассмотрим фобические реакции с клиническая картины.

Проявления тревожно-фобического расстройства:

· конкретный навязчивый страх (страх при этом кондиционален т. е. появляется лишь при определенных условиях и вне этих условий не возникает);

· тревога, возникающая в определенной ситуации, сопровождающаяся вегетативной дисфункцией.

В результате, пугающие ситуации или объекты избегаются или переносятся с чувством страха.

Фобия это стойкий и необоснованный страх перед определенным объектом, ситуацией или действием. Люди с фобиями, как правило, испытывают дискомфорт даже только при мысли о тот объект или ситуацию, которая их пугает. Другим же этот страх кажется абсурдным, как, например, можно настолько бояться пауков, чтобы категорически отказываться зайти в комнату, где есть паук. Но на человека с фобией никакие рациональные убеждения не действуют, или действуют только до определенного времени. И ни в коем случае нельзя обвинять их в малодушии, ведь здесь речь идет не о силе воли, а о психологической проблеме.

То есть, фобия отличается от страха тем, что она гораздо сильнее, а желание избегать предмета или ситуации гораздо больше. Фобии делятся на несколько больших групп.

В нашем обществе фобии не редкость, они широко распространены в нашем обществе, ими больше страдает женский пол, чем мужской. Есть данные, что пик фобий приходится на возраст 20 лет. Люди в этом возрасте чаще всего боятся змей, грозы, закрытого пространства и каких-либо социальных ситуаций.

Люди старшего возраста чаще возникают следующие фобии: толпы, смерти, травмы, одиночества.

После представленной мною выше информации возникает вопрос, а какие страхи, фобии обычно свойственны детям?

Детям чаще всего свойственно боятся незнакомцев, уколов, оставаться одним дома, темноты, врачей.

Страх, фобия возникает у человека на сознательном уровне, продуцируется подсознанием. Для возникновения страха, фобии необходимо определенное основание то есть готовность. Конституционно, то есть по наследству, по типу нервной системы одни в большей степени подвержены тревоги, фобий чем другие.

Психофизиология фобии

Психофизиологической причиной фобии является:

· увеличение уровня катехоламинов это активные вещества, ответственные за приспосабительность организма к среде. Например: адреналин, норадреналин, дофамин;

· гиперстимуляция бета-адренэргических рецепторов - рецепторы, реагирующие на адреналин и норадреналин;

· блокада рецепторов, регулирующих метаболизм гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), а также повышение выброса серотонина.

За тревожно-фобические состояния отвечает:

· Миндалевидное тело отвечает за формирование эмоции страх.

· Гипофиз регуляция гормонов, отвечающих за страх.

· Гипоталамус контролирует работу гипофиза.

· Гиппокамп сохраняет воспоминания об объекте страха.

Фобия может возникнуть и на сознательном уровне, чаще такое бывает у детей укус собаки, потеря родителей в толпе может спровоцировать возникновение фобии.

Следует отметить, что ни фобии панические атаки не являются прямо опасными для здоровья. Человек боится умереть во время панической атаки, но вероятность умереть у нее такая же, как и у других людей. То есть, ни фобии ни панические атаки не увеличивают риск тех объектов, которые человек боится. Здесь надо сказать, что такое хроническое переживание страха, тревоги все же влияет на здоровье человека, ухудшается иммунитет, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, чаще возникают болезни стресса.

Выводы

Таким образом, анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что изменения категорий страх и тревога в философско-психологическом аспекте дает основания считать, что в науке не сложилось общего представления и теории объяснения этих феноменов. Отличия между физиологическими, медицинскими и психологическими исследованиями противоречивые. Главная причина этих противоречий скрывается в самом субъекте исследования человека, что существует в разных сферах своих потребностей, начиная с биологических и заканчивая общими, которые имеют свою историю развития и свои законы. Поэтому многие ученые в своих теориях личности условно разделяют их на ряд психологических ярусов, исходя из фундаментальных потребностей человека. Феномен страха выступает одновременно как единое и многозначительное явление, которое имеет свой личный механизм начала действия и силу воздействия на индивида. Феномен тревоги выступает как приобретенный, социокультурный феномен, который в большей степени рационален.

Разнообразие мотивов и многогранность эмоционального проявления страха и тревоги в различных психологических сферах человека приводит к терминологической запутанности и обозначения страха и тревоги другими научными понятиями.

Не каждого страха в жизни надо пугаться и не от каждого стремиться избавиться. Страх - это нередко проявление инстинкта самосохранения. Тот же страх высоты, очень распространенный, часто обычным нашим ощущениям. И если вы просто от греха избегаете очень сильно высовываться из окна на высоком этаже это, что называется, понятно и в пределах нормы. А вот если вы в результате по этому поводу ни жить, ни работать не можете выше первого этажа вот тогда уже можно говорить о фобии как о невротическое явление.

Фобии это самые распространенные расстройства в мире. Знания о психофизиологии тревожно-фобических расстройств очень важно для психолога, так как, он будет лечить данный вид расстройства.

Зная психофизиологию фобий, психолог сможет определить: очаг страха, механизм его работы, что позволит быстро и эффективно справиться со страхом и тревогой.

Список использованной литературы

1. Андрусенко В.А. Социальный страх / Владимир Александрович Андрусенко, Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1995, № 3. С. 136-146

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / Витис Казис Вилю-нас. М.: Изд-во МГУ, 1986. 288с.

3. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Данилова Н.Н., Крылова А.Л. М.: Учебная литература, 1997. 432с

4. Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание / Дельгадо Хосе Мануэль Родригес. М.: Мир, 1971. 251с.

5. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции / Под ред. Смирнова В.М., Трохачева А.И. Л.: Наука, 1974. 258с.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / Алексей Николаевич Леонтьев. М.: Педагогика, 1983, Т. 1. 392c.

7. Парафиян А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М.Парафиян // Психологическая наука и образования. 1998, № 2. С. 20-23

8. Риман Ф. Основные формы страха / Фриц Риман. М.: Алетейа, 1998. 336c.

9. Суворова В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова М.: Дело, 1995. 199с.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Хайнц Хекхаузен. Т.1. М.: Педагогика, 1986. 408с.

11. А.В. Семенович/ Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия// Изд. Генезис, М. 2009;

12. Е.Д. Хомская//Нейропсихология. 4-е издание// Изд.Питер, Санкт-Петербург 2012.

Загрузка...
Комментарии
Отправить