Понятие виктимности личности и виктимно-личностного типа в психологии

Загрузка...
Понятия виктимности личности напрямую связано с понятием «жертва». Понятие «жертва» в разных источниках интерпретируется по-разному.
 
Так, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова дается определение жертва как «о ком-то страдающем от насилия, несчастья, неудачи».
 
Проблема жертвы в зарубежной психологии была поднята в психоаналитическом направлении еще З.Фрейдом. Понятие «Жертва» З. Фрейд напрямую связывал со страхом кастрационного комплекса. В попытках объяснения онтологию неврозов, З.Фрейд делает заключение, что личность приносит себя в жертву неврозу и питается ею, поглощая ее. Таким образом, невроз, как болезнь, становится выгодной для пациента и поэтому лечение неврозов продолжительно и трудоемко.
 
А.Адлер, как представитель неофрейдизма и основатель концепции индивидуальной психологии, связывал тему жертвы с комплексом неполноценности. Согласно его теории, люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное.Подобные попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы.
 
К.Юнг, являясь представителем неофрейдизма и основателем аналитической психологии, рассматривал проблему жертвы в рамках символа бессознательного, т.е. представляет понятие жертвы в качестве абстрактной, символической формы.
 
Юнг рассматривает жертву как отказ от части своего «Я» ради пробуждения интуитивных и инстинктивных божественных сил в человеке, т.е. это-преобразование, трансформация.
 
К.Хорни, как продолжатель неофрейдизма рассматривает феномен жертвы как одну из форм психологической защиты. Такая форма помогает отводить невротику от себя обвинения, одновременно обвиняя других. Хорни отметила, что одной из особенных психологических характеристик жертвы является два дихотомичных желания: с одной стороны-желание быть подавленной, а с другой-обладание властью.
 
Создатель трансактного анализа Э.Берн придерживается похожей позиции в отношении к понятию «жертва». Игры в жертву, как подметил Берн, являются, пожалуй, самыми распространенными среди многочисленных людских игр, осуществляемых в результате их взаимодействия друг с другом-трансакций. Трансакция по Берну-это обмен воздействия эго-состояниями (Родитель, Взрослый, Дитя) двух людей. Различают трансакции паралельные, перекрестные и скрытые. Скрытые трансакции-это трансакции, в которых сообщение маскируется под социально приемлимым стимулом, составляющим основу психологических игр. Игровая роль по Берну выстраивает через жизненный сценарий человека. Сценарий формируется еще в детстве и задачей работы психолога по Берну является именно изменение жизненного сценария человеком.
 
Э.Фромм, представитель неофрейдизма, рассматривает понятие «жертва» как «религиозный феномен», как несчастно гибнущего, отданного в угоду идолам, человека. Это привычка подчиняться и символ послушания.
 
Для основателя логотерапии и представителя экзистенциальной психологии В.Франкла, тема жертвы приобретает высоконравственный смысл, близкий российской философии. Но есть и другие типы жертв, описанные Франклом- это жертвы неврозов «выходного дня», которые не знают, чем занять свою жизнь без повседневной суеты и беготни, когда вдруг оказывается, что их жизнь пуста. Взгляд Франкла на самоубийство –негативный. Эта жертва происходит не из высоконравственных побуждений, а из чувства обиды и возмущения, желания мести окружающим через причинения им боли.
 
Для другого представителя экзистенциального направления-К.Ясперс, рассматривает категорию жертвы как подвиг, однако также отмечает, что у жертвы есть другая сторона-выгода (рента). Ясперс называет это рентным неврозом, когда больной постоянно жалуется с целью привлечения к себе внимания. По выражению Ясперса это-«атрофия совести», когда больной злобоупотребляет жалобами и настоятельно требует помощи. Ясперс подчеркивает, что рентные неврозы становятся все более популярными и, в недалеком будущем, будут одними из самых распространенных проблем в современном обществе.
 
М.Селигман, как представитель позитивной психологии рассматриет категорию «жертва» только с негативной точки зрения. Для него жертва-это выученная беспомощность, Селигман говорит о том, что человеческий мозг является устроен таким образом, что «негативные эмоции оказываются сильнее мирных и созидательных». Человек желает легкой жизни и удовольствий, не желая преодолевать препятствия. К ощущению себя жертвой человека также приводит погруженность в себя, своими переживаниями, что порождает в человеке ипохондрию. Позитивная психология провозглашает духовное удовлетворение человека и отказ в погоне за удовольствиями.
 
Тема жертвы в отечественной психологии отражена в естественно-научном направлении, религиозно-философском учении, экспериментальной психологии и культурно-историческом аспекте.
 
Представителями естественно-научного направления, поднимавшими тему жертвы в своих трудах является прежде всего И. Павлов. Русский физиолог приходит к выводу, что жизнь поддерживается благодаря равновесию свободы и рабства, т.е. тема жертвы для него-это, прежде всего, тема рабства. Павлов утверждает, что родитель, не приучая ребенка к дисциплине делает из него раба своих эмоций, желаний, впечатлений, что важно учить ребенка властвовать над своими побуждениями, иначе он постепенно превратиться в раба.
 
У другого представителя естественно-научного направления- В. Бехтерева, проблема жертвы обозначена иначе. Жертва для него-это «нравственное совершенствование и творческая деятельность».
 
А. Ухтомский- российский и советский физиолог, создатель учения о доминанте, говорит о том, что человек может стать жертвой своих доминант, когда он предается своим предубеждениям и предвзятости. Под «доминантой» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причём вновь приходящие в центры возбуждения сигналы служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения». Умение контролировать и управлять своими доминантами является, по Ухтомскому, залогом не быть ее жертвой.
 
В религиозно-философском направлении отечественной ученой мысли, одним из представителей является А. Майер, который представил категорию «жертва» как постоянное движение к Абсолюту. Майер подошел к теме жертвы как к священному культу. Его видение этой категории во многом было схоже с юнгианским. Символическое действие в ритуале жертвоприношения выражают непосредственное внутреннее состояние человека. Жертвенное действие для Майера само по себе- это всегда тайнодействие, отражающее степень углубленности понимания Абсолюта.
 
В работах русского историка и философа Л. Карсавина понятие жертвы также наполнено высоким духовным смыслом.Он раскрывает проблему жертвы в рамках проблемы Личности. Личность для него-это триединство «самоединства», «саморазъединения» и «самоединства». «Саморазъединение»-это и есть жертва, самоотдача, любовь. Карсавин представляет жертву как «жизнь через смерть»,т.е. жертва-это непрекращающаяся борьба Личности с самим собой для того, чтобы достигнуть «самовоссоединения»,т.к. личность несовершенна.
 
В несколько завуалированном виде тема жертвы представлена в российской экспериментальной психологии в работах выдающегося русского психолога, одного из основателей педагогической психологии М.Басова. Категория «жертва» для него связана прежде всего, с неправильным воспитанием. Жертвой, по его мнению может быть как маленький человечек с покорной рабской психологией, так и деспот. Властвующий ребенок является деспотом, а покорность считает выражением духа в русском менталитете. Басов подчеркивает, что при воспитании ребенка важно не растить его деспотичным человеком и человеком с рабским образом мыслей и чувств.
 
Глубоко к проблеме жертвы подошел выдающейся отечественный психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии Л.С. Выготский. Понятие «жертва» он определяет как явление «средней компенсации». Выготский отмечает рентный характер жертвы. Также он выделяет внимание существующей ситеме воспитания, которая способствует тому, что ребенок принимает позицию жертвы. Для того, чтобы не давать положительного подкрепления болезненной тендендии к возникновению позиции жертвы, Выготский отмечает, что взрослому важно в первую очередь ориентироваться на здоровье ребенка, поскольку имеющееся система воспитания подкрепляет нездоровую тенденцию к прогрессированию болезни у детей. Также он описывает склад личности жертвы и присущие ей психологические дефекты. Особое внимание в своих работах Выготский уделяет вопросу трудового воспитания подрастающего поколения, говорит о том, что важно не воспитывать в детях нищенство. Жертва для Выготского обладает отрицательными характеристиками-это всегда слабость, болезнь, страдания и упование на судьбу.
 
Таким образом, основную часть своих работ вышеперечисленные авторы посвятили изучению личности виктимного типа как символу (условие существования культуры), нравственной категории (подвиг), как социально-приспособительному феномену, выражающемуся в адаптации индивида к социальному окружению.
В условиях современного мира проблема жертвы занимает особое место.
 
Наиболее явно проблема жертвы и виктимности отражена в современной криминологии вследствие появления её ответвления, именуемого виктимологией.
В частности, проблема виктимизации личности исследуется в работах психолога, доктора физико – математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем И.Г. Малкиной Пых.
 
В своей работе «Виктимология. Психология поведения жертвы», автор рассматривает общие вопросы виктимологии, а также ее предмет, цели, задачи и перспективы развития.
 
Виктимология – это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках.
2. Виктимология – это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией.
3. Виктимология – это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями (жертве несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн и иных вооруженных конфликтов, политических противостояний, а также различных видов насилия и аддиктивного поведения).
 
Так, Е.В. Руденский – доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор социальной психологии и клинической социологии, рассматривает психологическую виктимологию, являющуюся разделом социально-психологической виктимологии личности как одну из линий онтогенетической виктимизации личности, как одну из сторон этого феномена.
 
«Психологическая виктимология – социально-психологическая теория дефицитарно-интерактивного виктимогенеза – зарождения, формирования и развития социализационного дефекта онтогенеза, приводящего к возникновению дефицита психических функций, которые блокируют возможность адекватного и адаптивного удовлетворения социальных потребностей и обуславливают инадаптацию личности, деформирующую ее и препятствующую полноценному социальному функционированию. Психологическая виктимология концентрирует внимание на проблемах, которые порождены феноменом  «культурная патология личности». Патологии, разрушающей личную целостность и определяющую деформацию социально-психологической структуры личности».
Психологическая виктимология включает в себя как теоретико-методологическую систему изучения виктимности так и психотехническая система психотерапии виктимности.
 
Выводы
1. Экзистенциальная психология как направление гуманистической психологии и одна из ветвей гуманистической психологии исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям.
Существует четыре основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает экзистенциальная психология:
• проблемы времени, жизни и смерти;
• проблемы свободы, ответственности и выбора;
• проблемы общения, любви и одиночества;
• проблемы поиска смысла существования
 
2. Смысл жизни человека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире. Человек определяет для себя конткретный смысл, который является событийным. Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества. 
 
Проблема смысла жизни человека по Франклу Франкл утверждает:
а) что человеческий дух есть особая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;
б) что смыслы в мире существуют объективно, поскольку даны Богом;
в) что поэтому за реализацию смыслов человек несет ответственность перед Богом;
г) что познание интуитивно, и совесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит "должное". Смысл действий есть их результат (совокупность всех последствий).
 
Осуществить смысл жизни человек может тремя способами:
1) через деятельность;
2) через переживание ценностей;
3) через страдание.
 
Достижение экзистенциальной исполненности делают возможным для человека его четыре основные духовные способности: к самодистанцированию (созданию некоторой дистанции по отношению к себе и своим, порой парализующим чувствам, благодаря чему становится реальным некоторое обращение самим собой) и к самотрансценденции (выходу, прорыву к другому и другим), к свободе (находить реальные возможности действия, создавать иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к обоснованному решению), к ответственности (способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей).
 
3.Экзистенция- философское понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности, существование в соответствии с собственной уникальностью и в соответствии с реалиями окружающего мира – природного, вещественного, социального. Если человек не может исполнить свою экзистенцию, не реализует свою сущность, он испытывает страдания, и его развитие идет по пути психопатологии.
 
Основная побудительная сила по Франклу-это стремление человека к исполнению своей экзистенции, т.е. стремление к конкретному смыслу своего существования, к раскрытию индивидуального смысла в каждом человеке в каждый момент его жизни.
 
Исполненность – это не просто и не обязательно получение удовольствия или удовлетворения потребности, скорее – переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого, с одной стороны, своей сущности и с другой – обстоятельствам.
 
4. Ценность - это то, что важно (ценно) для кого-то. Франкл утверждает, что ценности существуют в мире объективно. Переживание ценностой Франкл в первую очередь связывает с переживанием любви, как «способом постижения другого человеческого существа». Переживание существования неразрывно связано со страданиями человека, которые неизбежны. Выявление смысла страданий через логотерапию дает человеку возможность пережить «любое как», зная «зачем».
5
. Виктимность- это устойчивая личностная особенность, обусловленная особым сочетанием индивидуально-типологических и характерологических детерминат, взаимодействующих с внешними факторами, не всегда связанные с ситуациями прямого насилия, но способствующими виктимной активности, находящей воплощение в ролевом виктимном поведении (игровой или социальной ролях жертвы).
Виктимная активность-это особая внутренняя психическая активность, направленная на действия и поступки, превращающие индивида в жертву игрового или социального характера.
 
Виктимная личность-это личность, проявляющая такие качества как: неспособность к действиям по нейтрализации негативных последствий стрессовых ситуаций, неспособности к быстрой мобилизации своих ресурсов в таких ситуациях, люди, склонные к эмоциональному истощению, манипуляции другими людьми и т.п.
 
В зависимости от поведенческих и психологических особенностей виктимной личности были выделены следующие четыре группы:
 
Аутовиктимные
Основными характеристиками игровой роли жертвы являются добровольный характер и ситуативность, индентификация себя с жертвой.
Представителям игровой роли жертвы свойственны демонстративности, аутоагрессии, зависимость, паразитизма, депрессивности, манипулятивности, инфантильность, инфантильности, экстернального локус контроля и рентные установки. В нашем понимании рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макро- окружения, и оказывающее тормозящее и деформирующее влияние на личность и все его поведение.
 
Виктимные
Социальная роль жертвы более очевидна для всех, кто вовлечен во взаимодействие с жертвой, чем игровая и лежит на поверхности. Социальная роль жертвы предписывается социумом, она как бы выталкивает человека в определенную социальную роль, наделяя ее стигмой. В.С. Выготский назвал подобное явление «социальным вывихом». Стигма-это социальный атрибут, который дискредитирует человека и является клеймом или ярлыком. Стигматизация "виктимной" группы- это неотъемлимая часть его характеристики, которая определяет его положение в обществе.
Представителям игровой роли жертвы свойственны: стигматизация, беспомощность, покорность, неуверенность, склонность к одиночеству, депрессивность и тревожность.
 
Гипервиктимные
Личностные характеристики третьей группы-"гипервиктимные" личности соединяют в себе черты двух вышеперечисленных групп-"аутовиктимной" и "виктимной" группы. Представитель этой группы проявляет раздражительность, тревожность, беспокойство, агрессию, подвержены дурному настроению, чувству вины и менее удовлетворены жизнью. Они часто проявляют негативные эмоции при преодолении трудностей и кризисный стиль реагирования при их возникновении. Их определяет пессимистичность, нежелание и неумение радоваться жизни и жалостью к самим себе.
 
Невиктимные
"Невиктимные" группы не относятся к жертвам и отличаются сознательностью, эмоциональной стабильностью, они доброжелательные и заинтересованы в людях, достаточно требовательны к себе, склонны к экстроверсии. Представители этой группы на трудности реагируют зрелым поведением, что выражается в отсутствии явного доминирования одной из стратегий, присущей представителям вышеперечисленных групп (избегание, интеллектуализация, фантазии). Они реалистично относятся к возникающим в жизни препятствиям, позволяя себе проживать жизнь такой, какая она есть, ставят и достигают поставленных перед собой целей и задач.
 
 
В заключении обобщены результаты теоретического и эмпирического исследования и сформулированы следующие выводы:
Проведенное нами исследование исполнения экзистенции трех виктимных типов (аутовиктимных, виктимных, гипервиктимных) и невиктимного подтвердило особенностей экзистенциальной исполненности у личностей разного виктимного типа, которые отличаются спецификой и своеобразием.
 
На основании полученных результатов мы полагаем, что Шкала экзистенции может эффективно использоваться в наборе психодиагностических методик, используемых психологами при работе с личностями виктимного типа.
 
Полученные нами результаты могут использоваться при индивидуальном
психологическом консультировании как пациентов наркологических клиник и диспансеров, так и представителей других групп россиян, нуждающихся в психологической помощи.
 
На следующем этапе осуществлялась апробация индивидуальной программы восстановления адаптивности методом социальной терапии, которая включала в себя следующие составляющие:
 
Коррекционную социализацию инвалида через игровое моделирование социального поведения и исправление неадаптивных форм  социального функционирования, активацию социального познания и развитие когнитивных навыков.
Реабилитационную социализацию инвалида  с целью восстановления социальных навыков и социальных умений, формирования адекватной социальной идентичности.
Реабилитационную социализацию досугом инвалида для минимизации социально-психологической депривации и стимулирования социальной активности виктимной личности инвалида.
 
Реабилитационную социализацию общением – для минимизации деформации и дефицитов личной идентичности и устранения виктимной идентичности и блокирования дефицитарной  мотивации социального функционирования личности инвалидов.
 
В заключении обобщены результаты теоретического и эмпирического исследования и сформулированы следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа литературных источников представителей гуманистического экзистенциального направления (В.Франк, А.Лэнгрэ, Д.Леонтьва) и предствителей виктомологических концепций (Д.В. Ривман, А.А. Мудрик, Е.В. Руденский), а также теории виктимной активности (О.О. Андронникова) и ролевой психологической виктимности (М.А. Одинцова, Н.П. Радчинкова) показано, что виктимная личность — это сложная целостная, иерархично организованная саморегулирующаяся система, поведенческие черты которых регулируют жизнедеятельность виктимной и невиктимной личности, определяют направления их ценностных и смысловых ориентаций.
 
2. В результате эмпирического исследования уточнены специфические особенности виктимных личностных типов с учетом уровня проявления виктимной активности (демонстративности, аутоагрессии, зависимость, паразитизма, депрессивности, манипулятивности, инфантильность, инфантильности и т.п.) и типа ролевого виктимного поведения (игровая роль жертвы, социальная роль жертвы, позиция жертвы). Самыми высокими показателями по уровню виктимной активности среди иссследуемых четырех групп проявлены устойчивые поведенческие черты у гипервиктимных типов, которые включают в себя формы поведения, как аутовиктимных, так и виктимных типов личности, включающих в себя черты поведения как игровой, так и социальной роли жертвы.
 
Средний уровень виктимной активности характерен аутовиктимным лицам с игровой ролью жертвы и виктимным с социальной ролью жертвы, низкий – невиктимным лицам.
 
3. На основании результатов проведенных исследований выявлено, что экзистенциальная исполненность личности разных виктимных типов отличается своей спецификой, выражающейся в разных коммуникативных стилях-устойчивых способов поведения, используемых при установлении отношений с другими людьми. У гипервиктимных лиц исполнению экзистенции и, соответственно духовным способностям (самодистанцированию, самотранденции, свободе и ответственности) препятствуют коммуникативные стили поведения как игровой, так и социальной роли жертвы. У аутовиктимных типов исполнению экзистенции препятствуют устойчивые формы поведения, характерные для игровой роли жертвы (демонстративность, аутоагрессия, зависимость, паразитизм, депрессивность, манипулятивность, инфантильность, ориентация на внешний локус контроль и шкалы рентные установки). У виктимных типов личности основными препятствиями к исполнению экзистенции препятствуют устойчивые формы поведения, характерные для социальной роли жертвы. У невиктимных типов личности экзистенция исполнена.
 
Таким образом, полученные результаты эмпирически подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу. У личностей разного виктимного типа, устойчивые формы поведения с другими людьми, которые отличаются спецификой и своеобразием, являются основанием для наличия особенностей в исполнении экзистенции, т.е. для разных виктимных типов личности экзистенцинальная исполненность разная.
 
Ценностно-смысловая сфера личности разного виктимного типа обусловлена инвариантными и вариантными характеристиками и имеет разную структуру. Инвариантными характеристиками ценностно-смысловой сферы личности разного виктимного типа является конфликтное соотношение ценностей и смыслов. Вариантными являются неудовлетворенность жизнью и нереализованность; более высокая значимость материальных ценностей; убеждения относительно своей слабости; уверенность в бесполезности собственной активности. Структура ценностно-смысловой сферы разного виктимного личностного типа имеет разное содержание.
 
Исследование, проведенное на пациентах наркологической клиники, ставит новые вопросы, требующие дальнейших исследований. Это вопросы об особенностях исполнения (и нарушения исполнения) 1-й, 2-й , 3-й и 4-й фундаментальной мотиваций у пациентов с химической зависимостью, о взаимовлиянии уровня образования и уровня исполнения экзистенции, об особенностях исполнения экзистенции в различных российских профессиональных и возрастных группах. Прояснение поставленных вопросов позволит оказывать более адресную
 
психологическую помощь человеку, которого Виктор Франкл описал как единство трех реальностей – телесной, психодинамической и духовной. (Франкл, 1990)
Важность духовной составляющей человека для формирования, развития и конструктивного совладания с жизненными кризисами уже является очевидной для современной психологии. Однако, особенности духовного развития граждан России,ивущих в особых исторических и социально-экономических условиях, до сих пор не являются научно достаточно исследованными и по-прежнему представляют большой интерес как для психологов и представителей других гуманитарных дисциплин, так и для широких слоев населения.
 
1. На основе теоретического анализа показано, что викгимная личность — это сложная целостная, иерархично организованная саморегулирующаяся система Иерархическая модель, реализуемая в процессе настоящего эмпирического исследования представлена тремя разноуровневыми подструктурами: психодинамической, подструктурой социально-обусловленных качеств, Я-концепцией.
 
2. В результате эмпирического исследования психодинамической подструктуры виктимной личности выявлены такие особенности как слабость, инертность (тугоподвижность) и неуравновешенность нервных процессов, высокий уровень тревожности (отражает высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности), чувствительная нервная система. На уровне социально-обусловленной подструктуры викгимная личность характеризуется противоречивым набором свойств. Их можно охарактеризовать, с одной стороны как робких, нерешительных, инфантильных, неуверенных в себе, зависимых, конформных. С другой стороны, виктимные индивиды жесткие, практичные, реалистичные, самостоятельные, независимые, несчитающиеся с общественным мнением, импульсивные, демонстративные. Третья подструктура отражает особенности Я-концепции виктимной личности. Определяющими установками виктимной личности в отношении себя являются неактивность, статичность, ригидность образа Я, неверие в свои силы, низкая самоэффективность.
 
3. На основании анализа результатов исследования установлено, что викгимная личность переживает глубокий внутриличностный конфликт, представленный в эмоционально-волевой и потребностной сфере, приводящий к дезадаптации. Выявлено, что виктимная личность отличается специфическими особенностями саморегуляции и адаптации. Она адаптируется за счет повышения чувствительности к другим людям. Данная эмоциональная адаптивная стратегия ведет к конформности, зависимости и отказу от своего Я. Она ригидна, обладает низким адаптационным потенциалом, не позволяет быстро перестроить свое поведение в связи с вновь возникающими обстоятельствами. Саморегуляция виктимной личности в проблемных, критических ситуациях нарушается, что проявляется в импульсивном, демонстративном, независимом поведении.
 
4. На основе системной интерпретации полученных данных, можно утверждать, что системообразующим основанием виктимной личности является потребность в зависимости. Вся система свойств виктимной личности объединяется вокруг данной потребности, образуя целостность.
 
5. Основными принципами профилактической работы с виктимной личностью являются следующие: выработка позитивного отношения к себе на основе принятия прошлого жизненного опыта и осознания своего возможного будущего; развитие умения анализировать собственные эмоциональные, когнитивные и поведенческие стереотипы, препятствующие саморазвитию; повышение осознанной самоэффективности личности и самоконтроля поведения.
 
Заключение
Теоретический анализ юридических, социологических и психологических исследований по проблеме исследования показал, что в настоящее время не существует личностной концепции виктимности. Имеющиеся в литературе данные отражают потерпевшего в поведенческом аспекте. Вместе с тем, проблема целостной структурной организации виктимной личности не достаточно представлена в психологических исследованиях потерпевших.
 
Теоретическое исследование позволило обосновать нашу точку зрения на природу виктимной личности. Мы считаем, что виктимная личность - это сложная целостная иерархично организованная саморегулирующаяся система. Иерархия в ее организации представлена тремя подструктурами.
 
Первая подструктура представлена психодинамическими свойствами, которые отражают индивидный уровень функционирования и отражает базисные, формально-динамические свойства личности.
 
Вторая подструктура отражает совокупность социально-психологических свойств личности. Она включает в себя социально-обусловленные личностные свойства, сформированные в процессе функционирования человека в обществе.
 
Третья подструктура включает особенности Я-концепции и отражает субъективные смыслы виктимной личности в отношении себя.
 
Эмпирическое исследование проведено на двух группах испытуемых. Одну группу составили испытуемые, которые были более трех раз подвергнуты насилию, вторую -испытуемые, не подвергавшиеся насилию. Психодиагностический комплекс включал методики, охватывающие изучение структуры личности жертв насилия, всего 9 методик.
 
Исследование показало, что виктимная личность отличается рядом особенностей, которые были выявлены во всех, выделенных нами, подструктурах.
В подструктуре, характеризующей психодинамические свойства, выделены такие особенности как слабость, инертность (тугоподвижносгь) и неуравновешенность нервных процессов в сторону торможения, высокий уровень тревожности (который отражает высокую чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности), чувствительная нервная система На уровне второй подструктуры, отражающей сово^пность социально-психологических свойств, викгимная личность характеризуется противоречивым набором свойств. Их можно охарактеризовать, с одной стороны как робких, нерешительных, инфантильных, неуверенных в себе, имеющих пассивно-страдательную позицию, развитое чувство ответственности, совестливость, обязательность, скромность. Им свойственны чувство сострадания и переживания, выраженная зависимость от объекта привязанности и любой сильной личности, конформность. С другой стороны викгимные индивиды - жесткие, практичные, реалистичные, самостоятельные, независимые, не считающиеся с общественным мнением. Им свойственны устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность и негибкость установок, активность позиции, усиливающаяся при противодействии внешних сил, оригинальность высказываний и суждений. В межличностных контактах проявляется выраженное чувство соперничества, соревновательность, негибкий стиль межличностного взаимодействия. Данные свойства проявляются в зависимости от характера ситуации. В стабильной ситуации викгимная личность - зависима, конформна, и переживает унижение; в ситуации критической -проявляет импульсивность, демонстративность. В подструктуре, отражающей особенности Я-концепции виктимной личности, также выделен ряд особенностей. Определяющими установками виктимной личности в отношении себя являются инактивность, статичность, ригидность образа Я, неверие в свои силы, низкая самоэффекгивностъ.
 
Системный анализ данных эмпирического исследования и факторного анализа показал, что базисные свойства (слабость, неуравновешенность и инертность) обусловили такие личностные особенности как чувствительность, ранимость, застенчивость, инфантильность, нерешительность, сдержанность. Данные свойства позволили выработать эмоциональную адаптивную стратегию, которая ведет к конформности, зависимости и отказу от своего Я Эта стратегия ригидна, обладает низким адаптационным потенциалом, не позволяет быстро перестроить свое поведение в связи с вновь возникшими новыми обстоятельствами и приводит к глубокому внутриличностному конфликту.
 
Такие качества виктимной личности как независимость, жесткость, уверенность, оригинальность высказываний и суждений являются компенсаторными и отражают способ поведения личности в критической, стрессовой ситуации: чем выше ощущение зависимости, неуверенность и тревожность, тем ярче проявляется импульсивность, демонстративность поведения, оригинальность, рискованное поведение, усиливается потребность в актуализации своей индивидуальности. Данное поведение высвобождает глубокий внутриличностный конфликт, оно немотивировано и нецеленаправлено. Подавление внутриличностного конфликта поддерживают механизмы психологической защиты.
 
Данные эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что существует целостная организация, которая определяет виктимную личность. Она представляет собой сложную целостную иерархично организованную саморегулирующуюся систему. Иерархия в ее организации представлена тремя разноуровневыми подструктурами. Наиболее весомыми в структуре личности являются факторы, связанные с особенностями адаптации и саморегуляции, причем данные механизмы различны в зависимости от модуса ситуации.
 
Системообразующим основанием виктимной личности является потребность в зависимости. Вся система свойств виктимной личности объединяется вокруг данной потребности, образуя целостность.
 
Эмпирическое исследование позволило обосновать систему работы по профилактике жертвенного поведения. Работа должна был. направлена на преодоление имеющихся установок и выработку оптимальных стратегий адаптации и саморегуляции личности.
 
Следует заметить, что, несмотря на полученные нами результаты, в области изучения личности жертвы насилия остается ряд вопросов. Необходима, по нашему мнению, углубленная проработка вопросов, связанных с механизмами адаптации, саморегуляции и психологической защиты виктимной личности. Перспективно изучение адаптационного потенциала виктимной личности, ее копинг-стратегий. Рост практических и теоретических исследований в этой области позволит внести весомый вклад в разработку рекомендаций, направленных на профилактику жертвенного поведения и преступности.
 
Принципы профилактической работы с людьми, имеющими виктимную структурную личностную организацию.
 
1. Создание нового положительного образа себя, через коррекцию физического образа-Я (изменении отношения к своему телу и внешности с помощью обратной связи, полученной в результате применения телесно-ориентированных техник самокоррекции).
2. Выработка позитивного отношения к себе в целом на основе принятия прошлого жизненного опыта и осознания своего возможного будущего.
3. Развитие личностных качеств, обеспечивающих адекватную самореализацию в межличностных взаимоотношениях.
4. Развитие умения анализировать собственные эмоциональные, когнитивные и поведенческие стереотипы, препятствующие саморазвитию.
5. Повышение осознанной самоэффективности личности и самоконтроля поведения.
Загрузка...
Комментарии
Отправить