Переживания временной перспективы выпускников учреждений интернатного типа

Загрузка...
В психологическом словаре переживание определяется как состояние, которое эмоционально окрашено, а также как явление действительности, которое представлено в сознании индивида и для него выступает как событие его жизни. Эта трактовка переживания дана в широком значении. Еще одно значение переживания – это наличие стремлений, желаний и хотений; представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. Также переживание определяется как форма активности, которая возникает если субъект не может достичь своих ведущих мотивов, при этом происходит и крушение идеалов и ценностей. Это проявляется в преобразование психологического мира личности, которое направлено на переосмысление своего жизненного пути.
 
В концепции Дильтея «феноменам сознания были противопоставлены переживания, требующие особых принципов изучения. Каузальному объяснению противополагались описание и герменетический поход. Своей концепцией Дильтей открыл полосу о «двух психологиях» - объяснительной, для которой главное – опора на принципы и метода наук о природе, и «понимающей» с ее установкой на непосредственной постижение целостных переживаний субъекта, на интуитивное проникновение в его внутреннюю жизнь как высшую реальность» .
 
По мнению Дильтея, человеческая жизнь исторична и чтобы истолковать ее требуется проникнуть в саму культуру, дух которой пронизывает ее. «Однако, полагая, будто, используя общенаучные средства, ум бессилен перед полнотой человеческой психики, Дильтей выводил переживание «по ту сторону» объективных жизненных встреч реального организма с предметным миром, преобразуемым с приходом человека в мир, исполненный смыслов и значений».
 
Экспериментальные исследования категории переживания проводились Н.Я. Гротом и В. Вундтом.
 
Н.Я. Грот в своих экспериментальных исследованиях сделал вывод, что переживание – это результат интеллектуальной переработки эмоции. Именно переживание, по его мнению, дают толчок для действия волевого поведения, а также для нравственного развития индивида.
 
Если говорить о том, как на практике можно применить результаты данного исследования, то Н.Я. Грот писал о том, что человеческая психика находится в состоянии равновесия между двумя полюсами: оптимизма и пессимизма. Из этого Н.Я. сделал вывод, что психика нуждается в балансе противоположности, например, «существует баланс сил в удовольствии и страдании, он доказал, что изменения равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, так как ему очень плохо, он фактически уже не может ощущать чего то нового и не воспринимает ни чего положительного». И по этому положительные переживания у человека всегда должны взаимозаменять отрицательные, а также данный процесс должен проходить в обратном направлении.
 
Еще в своей теории Н.Я. Грот обращал внимание на проблему нравственности человека. Он пишет, что между нравственностью человека и его переживаниями существует связь, а именно что переживания индивида связаны не только со свободным и осознанным выбором поведения, а еще и с его нравственным и просоциальным стилем жизни.
 
В теории В. Вундта интересующая нас проблема занимает важное место. По мнению Вундта чувства (переживания) соотносятся с элементами сознания. Вундт выдвигает гипотезу о том, что любое чувство имеет три измерения:
1) удовольствия/не удовольствия;
2) напряженности/расслабленности;
3) возбужденности/успокоения.
 
Анализируя подход В.Вундта, И.В. Иванова и Т.Д. Марцинковская, пишут о том, что переживания открывают человеку мир предметов. «Они могут быть результатом как пространственного взаимодействия и объединения, возникающих одновременно эмоциональных впечатлений, так и временной суммации эмоциональных впечатлений, следующих друг за другом». Следовательно, «эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражителей». Из выше сказанного можно сделать вывод, что эмоциональный процесс находит свое развитие в количественных и качественных особенностях эмоционального переживания.
 
Функциями переживаний В. Вундт считал: 1) «целостность и структурированность отражения благодаря слиянию чувств»; 2) переживания есть «агенты» между отдельными мыслями, образами; 3) чувства-переживания – начальная фаза в развитии эмоциональной фазы.
 
Это все свидетельствует о том, что в теории В. Вундта субъективные переживания есть некое общее для связи впечатлений от разных органов чувств.
 
Функциолизм рассматривает переживания в контексте эстетике. Т. Липпс разработал теорию вчуствования, которая опирается на идею интенции. Он выделяет три рода познания: чувственное восприятие, внутреннее восприятие и вчуствование. На последнее он Т. Липпс обращает особое внимание. Помимо термина «вчуствование» Т. Липпс употребляет еще такие термины, как объектирование, единочувствие, симпатия и симпатическое переживание.
 
Что касается проблемы переживания в теории Т. Липпса, то можно выделить следующие моменты. Во-первых, слияние воедино субъекта и объекта, а также единочувствие обеспечивают переживания. Во-вторых, переживания опосредованы произведениями художественного искусства, а именно, его художественной формой. И, в-третьих, он рассматривает переживание как своеобразный катарсис.
 
В. Джеймс еще один из представителей функционализма. Он тоже обращал внимание на проблему переживаний. В своей «Я-концепции» личности он писал, что «Я» больше самой личности. И выделял три слоя «Я»: реальное «Я», социальное «Я» и духовное «Я». В соответствии с этими слоями В. Джеймс выделял различные эмоциональные феномены.
 
Определенные эмоциональные феномены соответствуют определенному слою «Я». Он отмечал, что именно с духовным «Я» связаны высшие чувства или переживания. В связи с этим, В.Джеймс выделял следующие функции переживаний: «1) переживания (в частности религиозные) расширяют горизонты внутренней жизни человека… 2) стихийные «эмоциональные потрясения» способны перевернуть, трансформировать наш внутренний мир, способствуют «переустроению душевного склада»…3) некоторые высшие чувства играют также роль катарсиса или очищения».
 
Из этого мы делаем вывод, что у В.Джеймса переживания приравниваются к высшим чувствам. И переживания являются связующим звеном с «глубинами духовной сущности» человека, где он слит с миром.
 
Рассмотрим проблему переживания с точки зрения психоанализа. З. Фрейд – основатель психоаналитического направления писал, что к возникновению переживаний приводят только те влечения, в которых лежит стремление к удовлетворению. Эти переживания отражают содержание самих влечений, которые были, как удовлетворены, так и фрустрированы. По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс и комплекс Электры являются комплексами амбивалентных переживаний.
 
В своих исследованиях З. Фрейд делает вывод, что невротики привязаны к своим тяжелым переживаниям и эти переживания всегда актуальны для него.
 
Также З. Фрейд говорит о феномене сопротивления. Этот феномен выступает как форма защиты сознания от болезненных переживаний. Он подчеркивал, что человек сам формирует для себя систему защиты от переживаний, т.е. система защиты индивидуальна для каждого. Основа данного феномена – защитный механизм вытеснение. Именно он позволяет вытеснить из сознания неприятные мысли, а когда они вновь возвращаются в сознание человек их переживает и может взять над ними контроль.
 
К.Г. Юнг, работающий в рамках аналитической психологии, выделил следующую структуру личности, один из компонентов которых является коллективное бессознательное. Оно является как бы «памятью поколений», т.е. тем с чем рождается ребенок. По его мнению, в этом коллективном бессознательном находятся образы, которые при столкновении с реальностью вызывают отрицательные негативные переживания, которые человек пытается вытеснить в бессознательное. Также он высказывал мысль о том, что «переживая душевные страдания, человек не только растет духовно, но и черпает силы для духовного творчества… Когда становится очевидно, что переживаемые муки являются первым шагом к возрождению и что все пережитое, каким горьким оно ни было, является лишь необходимым шагом к просветлению, приходит сознание, что не напрасно были все муки, все горести и даже радости».
 
Очень большую роль проблеме переживания в своих работах отводил создатель индивидуальной психологии А.Адлер. Он первым заговорил о том, что одна из движущих сил развития психики – это генерализованное чувство неполноценности. У А. Адлера придерживался идеи о стиле жизни, который определяет поведение человека. Он писал, что стиль жизни человека непосредственно связан с чувством общности. Развитие данного чувства связано с переживаниями, которые вызывают близкие люди, окружающие ребенка, особенно – мать. Соответственно, у отверженных детей данное чувство не развивается. Также это чувство не получает своего развития и у избалованных детей, так как переживаемая общность с матерью не находит отражения и не переносится на чужих для ребенка людей.
 
Другие два врожденных чувства – неполноценности и стремление к превосходству – есть источники энергии личности, которые необходимы для ее развития. Эти чувства помогает развивать специальный механизм – компенсация. Адлер в своих работах отмечал, что дети с неполной компенсацией меньше переживают свою ущербность, так как могут компенсироваться с помощью других людей.
 
Еще один момент, на который А. Адлер обращал внимание в своих работах, это то, каким по счету в семье родился ребенок. По этому поводу он писал: «Беспокойство и тревога становятся чертами, которые присущи первенцам. А эти переживания, в свою очередь, стимулируют и активизируют стремление к превосходству и самоутверждению». Адлер считал, что именно эти переживания и есть двигатель личностного развития человека.
 
В работах экзистенциальных и гуманистических психологов в исследовании проблемы переживания занимает когнитивный аспект.
 
Э. Гуссерль под переживанием понимал совокупность неких состояний и процессов, таких как воспоминания, ретенция, восприятие, склонность, стремление к чему либо. Э. Гуссерль говорит о потоке переживаний. Под этим он подразумевает то, что поток переживаний позволяет не только познать себя и раскрыть не познанное внутри личности, но еще и сохранить самость.
 
Еще один экзистанциальный антипсихиатр Р. Лэнг со своими идеями, касающиеся проблемы переживаний очень схож с идеями Э. Гуссерля. В своей работе «Политика переживаний» он пишет «Поведение другой личности – мое переживание, мое поведение – переживание другого. Задача феноменологии – связать мое переживание поведения другого с переживанием другим моего поведения. Ее предмет – связь между переживанием и переживанием, ее истинное поле деятельности – взаимное переживание». Он делает заключение, что переживание – Душа. Р. Ленг «различает разные виды переживаний – восприятие, воображение, фантазии, грезы, сновидения, воспоминания. Поведение человека является функцией его переживания».
 
Жан Поль Сартр отводил большое значение периоду детства и поиску в нем решающего события, которое в дальнейшем влияет на развитие личности. Он говорит о так называемом «первоначальном проекте». Этот проект включает в себя все действия человека. Суть заключается в том, что существует первоначальная детская травма, которую ребенок должен разрешить. Следовательно, ребенок совершает свой первоначальный выбор и этот выбор формирует тип личности. Проект этот является уникальным и каждый переживает его сам.
 
В своих работах Ж.-П. Сартр раскрывает переживание эмоций как способ понимания мира. В работе «Очерк теории эмоций» он пишет: «Когда намеченные пути становятся слишком трудными или когда мы не видим пути, мы не можем больше оставаться в этом мире, столь требовательном и трудном. Все пути перекрыты, однако нужно действовать. Тогда мы пытаемся изменить мир, т.е. пережить его… Эта попытка не является сознательной … Она есть прежде всего, принятие новых отношений и требований. Эмоциональное поведение не лежит в том же плане, что все другие поведения, оно не является эффективным…Словом, в эмоции именно тело, руководимое сознанием, меняет свои отношения к миру с тем, чтобы мир изменил свои качества».
 
Жан Поль Сартр делает вывод, что эмоциональное переживание – это попытка изменения мира. Отсюда можно сделать вывод, что Сартр «видит в эмоции не случайное явление, а представляющее собой способ существования сознания, с помощью которого оно понимает свое «бытие-в-мире».
 
Интересный взгляд на проблему переживаний у Виктора Франкла. В понятийный аппарат психотерапии он вводит термин «экзистенциальный вакуум». Под ним он понимает болезненное состояние пациента, у которого отсутствует смысл жизни. По мнению В. Франкла «воля к смыслу» - движущая сила развития личности. Он выделяет три пути поиска смысла: 1) поиск через творчество, 2) поиск с помощью переживаний и 3) поиск через отношение. У каждого пути есть своя форма достижения смысла. Так вот «ценности переживания реализуются в (относительно) пассивном принятии мира (например, природы или искусства) нашим сознанием».
 
Также он делает вывод, что один из путей приобретения смысла – переживание. И любовь есть эффектный пример переживания. «Любовь – это переживание другого человека во всем его своеобразии и неповторимости».
 
Абрахам Маслоу создал модель потребностей человека (базовые и высшие потребности). Позднее данная модель претерпевает изменение. А. Маслоу объединяет потребности в два класса – потребности нужды и потребности развития. Из этого следует, что есть два уровня существования человека – бытийный и дефициентный. Самое главное в его концепции – понятие самоактуализация. Именно в самоактуализации проявляются переживания. Они могут быть мгновенными – «пик-переживания» или длительными «плато-переживания». По мнению А. Маслоу существует еще предельные переживания (характеризуются чувством восторга или экстаза). Еще он выделяет мистические переживания (они присуще трансцендирующим самоактуализацию людям).
 
Карл Роджерс – еще один представитель гуманистической психологии. Он говорит о вере человека в себя и возможности достижения «идеального Я». В концепции К.Роджерса переживания связываются с образом-Я и играют мотивирующую, интенциональную роль, особенно в детском возрасте. Также К. Роджерс связывает переживания с самооценкой. Если поведение исходит из самооценки, то результаты деятельности вызывают положительные переживания. Если же поведение не соответствует самооценке, то оно вызывает в человеке напряжение, которое неизбежно приводит к неврозу. В своих работах К. Роджерс писал о переживании так, «если переживание воспринимается как нечто ценное, оно достойно того, чтобы существовать. Иначе говоря, я понял, что мое целостное организмическое чувство ситуации более достойно доверия, чем мой интеллект».
 
Мы проанализировали различные подходы к проблеме переживания в зарубежной психологии. Теперь проанализируем литературу по данной проблеме в отечественной психологии.
Проблема переживаний в работах Г.Г. Шпета связана с проблемой внутренней формы произведения. Г.Г. Шпет писал, что переживания предметны, они всегда соотносятся с предметом (предметом может выступать язык, мифы, наука, религия, исторические события). Все люди разные, но у них есть что-то общее в их переживаниях. Эти переживания могут вызываться не только какой-то природной средой и социально-исторической обстановкой, но еще некими понятиями, идеями закона, долга, красоты и т.д.
 
Анализируя подход к проблеме переживания в теории Г.Г. Шпета можно сделать вывод, что «каждый живой индивид представляет собой своего рода коллектив переживаний, где его личные переживания предопределяются всей массой апперцепции, составляющие коллективность переживаний его рода, как его современников, так и его предков. Этот
коллектив переживаний, носителем которого является индивид, Г. Г. Шпет определяет как его «духовный уклад».
 
А.В. Бакушинский в своих работах обращается к проблеме переживания через проблему исследования механизмов влияния искусства на духовное развитие личности и общества в целом. Искусство он рассматривает, как некий материальный символ духовной жизни. А.В. Бакушинский выделяет восприятие-переживание, подразумевая новый акт творчества, где зритель организует свое творческое содержания на основе созданной формой произведения. Т.е. А.В. Бакушинский говорит о том, что когда происходит переживание произведение искусства, возникает эмоциональное, волевое и интеллектуальное слияние художника и зрителя. Переживание – это активный процесс.
 
Я.М. Якобсон, понимает переживание как «необходимый момент в развитии чувства, но чувства не исчерпываются переживанием. Переживание – лишь многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого чувства».
 
Переживание связано с интеллектуальной и личностной сферами, и несет в своем содержании как эмоциональный, так и когнитивный компонент. Переживания, у Якобсона, эмоциональная реакция, которая, несомненно, является осознанной, а также является необходимым условием развития личности.
 
Н.Н. Волков пишет о том, что переживания лежит в основании нашего познания и восприятия. Переживания детерминированы, и кроме этого имеют еще культурно-историческую детерминацию. Также переживания составляет основу творчества и за пределами переживаний невозможно понять смысл и сущность произведения искусства и воздействия на человека.
 
Значительный вклад в развитие проблемы переживания внес выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский. В поисках «единицы» психики человека, Л.С. Выготский писал, что «эту единицу мы находим в том, что в психопатологии и психологии получило название переживания… Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка или человека к тому или иному моменту действительности».
 
В другой работе мы читаем, что «действительной динамической единицей сознания, т.е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание».
 
По мнению Л.С. Выготского у переживания есть биосоциальная ориентировка. Это значит, что переживание расположено между личностью и средой и оно показывает, что есть для личности ситуация, происходящая в данное время и, следовательно, означает отношение личности к среде. Отсюда можно сделать вывод, что «в переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой стороны – сказываются особенности развития моей личности к среде».
 
В описании Л.С. Выготским возрастов мы видим, что автор пытается выявить, как происходит смена переживаний ребенка и происходит ли она вообще. И мы находим ответ на данный вопрос, а именно, что во время кризиса происходит поворотный момент от одного способа переживаний среды ребенком к другому. Происходит перестройка внутреннего переживания, т.е. перестройка, где затрагивается изменение отношений ребенка к окружающей его среде. Здесь изменяются его потребности и побуждения, которые мотивируют ребенка на то или иное поведение.
 
Еще один психолог, который занимался проблемой переживания и выделял его в предметную область психологии, был С.Л. Рубинштейн. «Переживания, мысли, чувства субъекта – это его мысли, его чувства, его переживания – кусок его собственной жизни, в плоти и крови его».
 
Он считал, что переживание всегда взаимосвязано и едино со знанием, и это составляет сознание конкретного индивида. Также С.Л. Рубинштейн писал, что «переживание первично, прежде всего – психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретает личностный характер». Всякое переживание определяется содержанием жизни индивида (где под содержанием понимается связь целей и мотивов). В переживании личностный аспект является главным в переживании.
 
Также С.Л. Рубинштейн писал о связи переживаний и эмоций, а именно «всякое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности».
 
Еще он выделял два типа (или уровня) переживаний. Первый из них – это «непосредственно испытываемые субъектом психические состояния», а другой тип – такие переживания, которые непосредственно становятся событиями его внутренней жизни.
 
Кардинально новый взгляд на данную проблему переживания открыл Б.М. Теплов. В его работах «переживание выступает как главная категория психологического учения о личности, обозначающая основную единицу ее построения и развития». Теплов занимался изучением мира музыки. Он считал, что музыкальное переживание – это одно из важных психических свойств личности. В работах Б.М. Теплова переживание идет совместно с такими понятиями как «способности» и «деятельность».
 
«Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания» - писал в своей работе ученый. Б.М. Теплов считал, что у человека есть некие способности, которые находят свое отражение в переживании. Они возникают в духовной культуре человека в общении с ее объективными смыслами и ценностями, где и получают все обилие своей жизни психической.
 
Ф. Е. Василюк рассматривает переживание и человеческие эмоции через деятельностный подход. Он вводит два понятия переживания. Одно традиционное, которое принято в психологии, «переживание – это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемым им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта».
 
 
И другое определение, которое вводит Ф. Е. Василюк, это определение переживания как деятельности и «понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью, которой является повышение осмысленности жизни».
 
Автор делает значимый вывод о том, что «переживание вызвано критическими жизненными ситуациями и выступает как особая деятельность по «переделыванию» человеком себя в мире и мира в себе. Продуктом, результатом работы переживания выступает всегда нечто внутреннее и субъективное – установление душевного равновесия, умиротворенности, нового ценностного сознания, смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни».
 
Отсюда можно сделать вывод, что в отечественной психологии переживание рассматривается как некое состояние, которое включает в себя единство эмоциональных и интеллектуальных составляющих.
 
Эмоциональный компонент несет смыслообразующую функцию, а интеллектуальный – придает жизненным ситуациям осознанность, осмысленность. То есть переживание имеет смысл и значение.
 
Переживание есть взаимодействие среды и человека. В это взаимодействии переживание как ориентир, которое отражает степень удовлетворенности мотивов и потребностей человека.
 
Под переживанием, в своей работе мы будем понимать, деятельность, которая способствует развитию психологического мира. Главная цель которого, повысить понимание и осмысление своей жизни.
Загрузка...
Комментарии
Отправить