Особенности применения деловых игр в экономическом моделировании

Загрузка...

Потенциальная возможность моделирования любых экономических объектов и процессов означает ее успешную осуществимость при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.

Уже длительное время главным тормозом практического применения математического моделирования в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования к системе информации.

В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различный характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о будущем развитии объектов, включающих данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.

В виду того, что окружающий мир полон различными предметами, процессами и явлениями, требуемые подробного исследования, для этого используется процесс моделирования. Под моделированием понимается процесс построения модели реально существующих объектов. Моделирование позволяет выявить характерные признаки и свойства, как общие, так и частные, изучаемого объекта, а так же применение и управление этими признаками и свойствами на практике.

Игровое моделирование имеет большое значение, так как игра позволяет быстро и эффективнее усвоить определённые знания об экономической модели. В игре успешно моделируются профессиональный и социальный контексты деятельности, которые мотивируют как познавательную, так и профессиональную направленность

В качестве игры с профессиональной направленностью является деловая игра. Деловая игра представляет собой метод имитации принятия решений руководителей или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам.

Впервые деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно экономическом институте. Она зарождалась для поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности.

Подробнее остановимся на деловой игре в экономическом моделировании. Деловое игра позволяет наглядно показать принятие управленческих решений и их последствия в имитационно созданных условиях, которые происходят на практике. С помощью данной игры можно увидеть различные последствия управленческих решений, как положительные, так и отрицательные, и вследствие этого разработать необходимые меры по нейтрализации данных решений.

Деловая игра может использоваться в качестве образовательного процесса. В данных условиях человек, участвующий в данной игре, способен усвоить что-то новое и применить это на практике. Он способен преобразовать действительность, тем самым изменить мир.

Деловой игре свойственно иметь свой сюжет и содержание. Сюжетом является определённая область действительности, которая воспроизводится в игре, а содержание это тот, центральный ключевой момент в данной игре, по поводу которого возникают экономические отношения на предприятии. Каждый участник деловой игры имеет свои игровые роли, который действует по заранее определённым правилам по строго намеченной модели деловой игры, которая сопровождается эмоциональным напряжением. В ходе данной игры её участники ничем не рискуют в реальности, поэтому лучше могут усвоить очень важные аспекты, касающиеся сюжета и содержания деловой игры, что позволит им в принятие безрисковых решений в реальности.

Деловая игра способна обучать новым профессиональным навыкам, которые необходимы, например, только что нанятому на новую работу сотруднику.

Деловая игра может так же использоваться в качестве научных разработок, экзаменов, экспериментов.

Например, деловая игра каким должен быть современный руководитель. Набирается группа работников различной возрастной, половой, профессиональной категории. Им нужно определить какими основными качествами должен обладать каждый руководитель. Они должны выбрать такие качества руководителя, которыми бы обладал руководитель, у которого эти работники хотели бы быть в подчинение. В зависимости того, что все люди индивидуальны, качества описываемые у каждого получатся разные, но будут и такие, которые повторятся у большинства из них. Эти повторяющиеся качества будут и взяты за эталон. Данные качества помогли бы руководителю в принятии правильного управленческого решения, в налаживании хороших трудовых отношений с работниками своей фирмы, способствующих дальнейшему её развитию.

Деловая игра обладает рядом преимуществ относительно традиционных форм обучения:

1. Игра затрагивает меньше времени накопления профессионального опыта;

2. Игра даёт возможность экспериментировать с событиями, использовать различные меры по борьбе с поставленными задачами;

3. Деловая игра позволяет приобретать её участникам социального опыта;

4. В деловой игре знания усваиваются её участниками не для будущего применения, а в реальном процессе при формировании целостного образа профессиональной ситуации;

5. Деловая игра позволяет лучше ориентироваться в нестандартных ситуациях;

6. Деловая игра позволяет участникам концентрировать внимание не только на главных проблемах, а также на причинно-следственных связях;

7. Деловая игра улучшает взаимопонимание между её участниками.

Структура деловой игры может быть представлена следующим образом:

1. Проблемное содержание (сюжет и содержание деловой игры);

2. Организация участников игры (формирование команд и распределение ролей);

3. Игровое взаимодействие (ход игры протекает по определённым правилам);

4. Методическое обеспечение (формирование модели при реализации всех перечисленных выше элементов);

Делова игра это процесс моделирования процессов и механизмов принятия управленческих решений. Деловая игра позволяет находит нужное решение в условиях поэтапного пошагового уточнения необходимых факторов, анализе информации, поступающая в ходе деловой игры.

Все проводимые деловые игры обладаю свойствами, к наиболее характерным относятся следующие:

1. Жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемые в ходе игры;

2. Регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

3. Конфликты и скрытые резервы (проблема, по устранению которой и проводится деловая игра и представляет собой конфликт);

4. Отсутствие полной информации;

5. Влияние принятых ранее решений на изменение обстановки последующие моменты;

6. Действующие лица: участники и ведущие;

7. Наглядность последствий принятия решений;

8. Определённые правила и регламентация игры;

Деловая игра помогает её участникам увидеть результат принятого ими решения, сравнить с другими участниками и в случае необходимости скорректировать своё решение.

Как уже было сказана, что деловая игра протекает по определённым правилам и регламентации, также составляется сценарий, указываются временные рамки и соответствующий уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо учитывать следующие положения:

1. Правила игры должны быть простыми и понятными каждому участнику;

2. Каждый работник (ученик, новичок) должны быть задействованы в игре;

3. Результаты игры должны быть открытыми для всех её участников.

Деловая игра позволяет её участникам привлекать своих знакомых, товарищей, коллег по работе. Деловая игра является интересной, а самое главное обучающей.

Деловая игра даёт её участникам следующее:

1. Свободу деятельности;

2. Ощущение чего-то нового, неординарного;

3. Выход в другое состояние души;

4. Порядок;

5. Гармонию, стремление к совершенству;

6. Увлечённость;

7. Создать и сплотить коллектив;

8. Стимул к принятию новых решений;

9. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности;

10. Возможность в улучшении своих творческий, профессиональных навыков;

11. Развитие воображения, ума, остроумия;

12. Развитие психологической пластичности;

13. Радость в общении с единомышленниками;

14. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях;

Деловую игру следует применять в следующих случаях:

1. Приобретение будущими специалистами как предметно профессионального, так и социального опыты, а также принятие индивидуальных и совместных решений;

2. Развитие профессионального, теоретического и практического решения;

3. Создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации;

После завершения деловой игры проводится её детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. Оценивается степень выполнения поставленных целей и задач. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Социокультурная ценность профессиональной подготовки обучающихся посредством деловой игры определяется взаимосоответствием содержания и форм подготовки, целям и механизмами включения студентов в пространство игровой культуры, самораскрытием и саморазвитием личности будущего специалиста в процессе деловой игры.

Деловая игра является одним из эффективных методов обучения, позволяющим снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого

Список использованной литературы

1. Гринева Н.В., Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов, М.: Финакадемия, 2008 г.

2. Трегуб И.В. Математические модели динамики экономических систем. М.: Финакадемия, 2009 г.

3. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика в экономике. Математические методы и модели. М.: Финансы и статистика, 2007 г.

4. Горелова И.Н. Деловые игры в экономике. Учебное пособие. Омск. -2006 г.

5. Горшков Д.А. Имитационное моделирование в деловой игре. М., 2006 г.

6. Коровина Ю.В. Применение деловых игр в обучении функциональному моделированию. 2013 г.

Загрузка...
Комментарии
Отправить