Молодежный экстремизм в России

Загрузка...
Негативные тенденции распространения различных проявлений экстремизма в России вызывают сегодня серьезную озабоченность общества и государства. Не прекращаются попытки отдельных сил экстремистского толка легализовать свою противоправную деятельность путем проникновения в общественные, религиозные, государственные организации для использования их политического и экономического потенциала. Крайней формой и выражения их антиконституционных стремлений является совершение террористических актов на территории России с целью оказания дестабилизирующего влияния на позитивные процессы, происходящие сегодня в стране. Терроризм в России только по своим масштабам представляют реальную угрозу развитию нормальных общественных отношений.
 
Аксиомой социального развития в России, как в мире является то, что экстремистскому влиянию подвержена молодежь. Сегодня на территории Российской Федерации действуют около 150 молодежных экстремистских организаций суммарная, численность которых по различным экспертным оценкам составляет около 10 тысяч человек. Этим формированиям свойственна жесткая дисциплина, своя идеология и иерархия. По данным МВД России, в среднем до 80% участников составляют лица в возрасте до 30 лет. В настоящее время за экстремистские правонарушения к ответственности привлечено почти 6 тысяч несовершеннолетних. Значительная часть этих общественно-опасных деяний отмечается в таких регионах как Ростовская, Воронежская, Нижегородская, Мурманская, Самарская области и крупных городах, таких как, Москва и Санкт-Петербург. [1, с. 80]
 
Сегодня отмечается тенденция создания массового экстремистского организованного молодежного движения как формы политической борьбы с использованием террористических и насильственных методов борьбы. У молодежи отсутствует осознание национальной идеи, она подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов. В российском обществе в результате перестройки и перехода в новый социально-экономический формат была разрушена старая структура общества, его идеологические и морально-этические принципы, произошла перестройка главных жизненных ценностей. В новом капиталистическом обществе получение прибыли, корыстный мотив стал двигателем прогресса. В обществе насаждаются эгоцентристкие начала, либеральные идеи, ослабляющие государственную власть. В этих условиях молодежь легко и охотно усваивает экстремистскую идеологию. Молодежный экстремизм – это результат слабой молодежной политики, недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания. В этих условиях значительная часть молодежи видит в государстве не партнера и помощника, а врага и злодея, которому нужно оказывать всяческое в том числе и радикальное сопротивление. Немаловажную роль в такой ситуации играет и усиление активности идеологов экстремизма. [2, с. 108]
 
Понимая роль молодежи в жизни общества государство не оставляло без внимания эту сферу. С начала перестройки был принят целый ряд нормативно-правовых документов, касающихся регулированию отношений в этой сфере. Но предпринятые меры не дали быстрого и эффективного результата. Это объясняется прежде всего тем, что до настоящего времени отсутствовала стратегическая линия в молодежной политике, которая должна основываться на национальной общенародной идеи, чтобы быть эффективной. Сегодня в молодежной среде активно присутствует экстремизм, нигилизм, аполитичность. Законодательная база, регулирующая молодежную политику, не отвечает требованиям момента. Она решает лишь тактические, а не стратегические задачи. Идеологи экстремизма работают на опережение. Экстремизм в молодежной среде приобрел характер социального явления. Особенностью молодежного экстремизма в России является его массовость, неоправданная жестокость, высокая степень агрессии.
Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.
 
Это стало визитной карточкой молодежного экстремизма. Рост алкголизма, употребления наркотиков, колоссальный разрыв между уровнем жизни бедных и богатых, деформация общественного, в том числе и молодежного сознания в сторону эгоцентризма, разрушение социальных лифтов, клановость и кумовство, коммуникативный голод, общая эмоциональная неудовлетворенность приводит молодых людей к групповой консолидации. В крайних случаях происходит перерождение этой общности в террористическую организацию или террористический компонент становится составляющей частью служения Богу. Негативное отношение к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под влиянием экстремистской антиобщественной наступательной пропаганды, приводит молодежь к участию в экстремистской деятельности. Отмечается, что неофашисты нападают не только на обладателей неславянской внешности, но на поклонников чуждых музыкальных стилей (например, рэпперов), и молодежных субкультур (например, панков). [3, с. 288]
 
Удивительно, что отечественные ученые-криминологи не задают респондентам вопросов, которые могли бы прояснить ситуацию, - являетесь ли скинхедом вы сами или ваши знакомые, сколько скинхедов вы когда-либо видели и т. п. В лучшем случае ученые пытаются выяснить, считают ли респонденты, что в их городе есть таковые, или же задают вопрос, видели ли опрашиваемые соответствующие листовки, брошюры и надписи (то есть наглядную продукцию, которая может быть создана и распространена кем угодно в самых разных политических целях).
 
Русские скинхеды в отличие от зарубежных, в большей степени объединенных идеологией анархизма, проповедуют расово-националистическую идеологию, причем в ее крайне радикальном «куклусклановском» виде, вплоть до убийства. Например, российские скинхеды в Санкт-Петербурге совершили зверские убийства малолетних цыганских и таджикских девочек. В Москве зарегистрированы многочисленные нападения скинхедов на граждан других государств выходцев их Африки и Азии. По данным фактам десятки послов и консулов направили протесты в МИД РФ и московскому мэру. В 2005 г. Государственный департамент США выступил с заявлением, осуждающим действия молодежных экстремистских группировок в России. Не смотря на то, что такое явление получило значительное распространение и влияет уже на международный авторитет России, очень небольшое количество уголовных дел доходит до суда. А если доходит, то о суровости применяемых к скинхедам мер говорить не приходится. [4, с. 173]
 
Изучение правоприменительной практики и общественного мнения показало, что нормы, предусматривающие ответственность за экстремистскую деятельность, эффективно не работают. Это связано не столько с толерантность населения к данному явлению (скорее наоборот) сколько с тем, что отсутствует эффективная законодательная база, позволяющая бороться с этим явлением. Возможно, следует перенять опыт ФРГ, где законодатель достаточно жестко реагирует на проявления национализма. Так, согласно параграфа 86а УК ФРГ за распространение пропагандистских средств, «которые по своему содержанию направлены на то, чтобы продолжить стремления бывших национал-социалистских организаций», может быть назначено лишение свободы на срок до 3 лет.
 
В России в соответствии со ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения». В этой связи предлагаем ввести уголовную ответственность за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций и сбыт пропагандистских средств. Еще одну опасность для общества таят в себе фанаты, среди которых назовем религиозных и футбольных.
 
Мы полагаем, что большинство организаций экстремистской направленности возникло именно из неформальных групп молодежи. Фанатизм – это слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической сферах; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений.
На наш взгляд, в России прослеживается крайне негативная тенденция: на фоне роста числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, увеличения количества нападений на иностранных граждан создается опасность появления массового молодежного экстремистского движения в качестве формы политической борьбы.
 
Современный российский экстремизма – это результат серьезных недоработок во внутренней политике, приведшей к социальному инфантилизму молодежи, ее недостаточной социальной адаптации, развитию антиобщественных, антигосударственных установок ее сознания, вызывающих противоправное поведение. Зачастую они считают, что причинами их личных неудач и невозможности самореализации являются приезжие граждане. Современный российский экстремизма – это результат серьезных недоработок во внутренней политике, приведшей к социальному инфантилизму молодежи, ее недостаточной социальной адаптации, развитию антиобщественных, антигосударственных установок ее сознания, вызывающих противоправное поведение. Молодежные экстремистские группы в России в последние годы приобрели значительное число членов. Для эффективной борьбы с экстремизмом необходимы серьезные криминологические исследования как на общероссийском, так и на региональном уровне. Хронические социальные проблемы отчетливо проявились на Северном Кавказе.
 
К началу XXI в. развал прежних морально-этических ценностей, привел к тому, что их место заняли радикальные псевдорелигиозные, преимущественно исламистские течения. Это явление привело к девиации у социализирующейся в этих кризисных и бесперспективных условиях молодежи. Проблемы экстремизма остро стоят в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) что обусловлено тем, что сегодня наиболее активную долю населения представляет молодежь в возрасте от 20 до 30 лет, которая воспитывалась в период обострения межэтнических отношений, приведших к вооруженным конфликтам в Чечне, Пригородном районе Северной Осети, Южном Кавказе, на фоне снижения социальной защищенности населения, расцвета коррупции, религиозного экстремизма, расцвета национальных суверенитетов. Важное значение СКФО определяется, его географическим, социальным, политическим положением. В состав округа входят 7 субъектов, в т.ч. 6 национальных республик. Граничит по суше с Южным федеральным округом, а также с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией. Только водные границы он имеет с Казахстаном.
 
Сложная криминогенная ситуация в СКФО вызвана следующими причинами: 1) территория округа по сути является территорией, где ведется активная борьба с вооруженными бандформированиями. Здесь постоянно происходят вооруженные конфликты, наблюдается высокая вооруженность населения; 2) округ является приграничной территорией; 3) в виду целого ряда причин округ является территорией интересов различных криминальных структур. Ситуация осложняется еще тем, что в СКФО отмечается крайне низкий уровень доходов населения по сравнению с другими федеральными округами. Кроме того, на его территории сосуществуют не всегда мирно две крупнейшие религии: мусульманство и христианство. Следует отметить, что в данном регионе особое распространение получил вахабизм. Особенностью их учения является то, что вахабиты пропагандируют религиозный фанатизм в рамках шестого постулата ислама - «Джихада», который отрицается последователями других школ в исламе. Фанатизм в среде ваххабитов трансформируется в крайние, необузданные формы, оправдывает жесткость по отношению к так называемым неверным и многобожникам, сплачивает население. Создаются идеологические предпосылки для объявления джихада всем неверным, использования его лозунгов в целях политической борьбы и подрыва российской государственной безопасности. [5, с. 128]
 
Как указывалось ранее обострение криминогенной ситуации в округи происходит на фоне развития этнических преступных группировок. Такие группировки распространены в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском крае. Отмечается проникновение криминалитета во властные структуры и выборные органы. Особенностью Северо-Кавказкого региона является и то, что на его территории действует разветвленная сеть террористического подполья. Отметим, что в Краснодарском крае национализм нашел отражение в официальной политике властей. Весной 2002 г. губернатор краснодарского края Александр Ткачев в программе «Свобода слова» рассказал зрителям, как он собирается» выявлять и депортировать» турок-месхетинцев самолетами в Грузию. Спустя несколько дней краевое Законодательное собрание приняло Закон «О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края», по которому штрафом каралось не только самовольное проживание в крае, но и любая помощь незаконным мигрантам.
 
Вслед за этим последовали милицейские и казачьи рейды по домам турок, армян, курдов и прочей «неруси» (так, с ударением на первый слог, на Кубани называют «лиц нерусской национальности»). Многих из них выбросили с рынков, отодвинули от бизнеса. [6, с. 68]
Политические скандалы, информационные войны, экономические неурядицы, природные катаклизмы определяют положение его жителей, в целом, и специфику, ценностно-мотивационную структуру молодежного сознания, в частности. Сегодня молодежную ситуацию в СКФО по ряду критериев можно оценить как критическую: колоссальная масштабность молодежных девиаций является одной из самых высоких по России. За последние 15 лет произошло примерно сто межэтнических конфликтов разного уровня и степени вовлеченности участников. Именно молодежь становилась движущей силой этих конфликтов.
 
Детерминантами такого поведения молодежи являются ее конфликтность, особенности психики и нервной системы молодого человека, высокая пассионарность, то обстоятельство, что период становления личности молодежи пришелся на период реформ, когда старые социалистические ценности заменялись на новые капиталистические. Молодежь в отличие от более зрелого поколения не связана с единой государственной идеей и практически не знакома с положительным социальным опытом. Примерами для нынешней молодежи являлись не герои-интернационалисты или сотрудники правоохранительных органов, а криминальные авторитеты. Ее идеалами являлись герои фильмов «Бригада». «Брат» и т.п. Именно в этих условиях опорой для молодых людей становится этническая и религиозная идентичность. В наибольшей степени это присуще Северо-Кавказскому региону, где этнические и конфессиональные отношения наполнены разнообразием и противоречивостью, укоренились в быту и поведении.
 
 
Литература
 
 
Запихапова Л.И. Проявление национального и религиозного экстремизма в России //Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 4. - С. 79-82.
Фридинский С. Н. О ситуации в Северокавказском регионе: закономерности преступности, стратегия борьбы и закон /Под ред. А.И. Долгой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2009. – 128с.
Бидова Б.Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму //Молодой ученый. 2012. № 11. - С. 287-289.
Этнорелигиозный экстремизм /Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Статут, 2010. – 382с.
Кибальник А. Борьба с экстремизмом и противоречивость уголовной политики //Уголовное право. 2008. № 2. - С. 128-132.
Бидов Б.Б. Обще-криминологическое противодействие молодежному экстремизму //Молодой ученый. 2012. № 11. – С
Загрузка...
Комментарии
Отправить