Лчность и ее взаимодействие с виртуальным пространством

Загрузка...
Виртуальная реальность это сложный объект исследования, поэтому его рассматривает каждая наука, но со своей стороны. Классическими являются труды К.Лейбница и Д.Скота.
 
Основные характеристики виртуального, и его главное содержание рассматривали такие ученые как: С.С. Хоружий, Н.А Носов. Вопрос о важности феномена виртуального общения и вообще его влияния на личность не ставится, и большинство докладов и научных работ этих авторов посвящены именно этой проблеме, рассматривая ее в разных аспектах. В 1994 г. вышла фундаментальная монография H.A. Носова «Психологические виртуальные реальности». Именно он положил начало разработки виртуального с точки зрения психологии. На данный момент именно психологическое объяснение виртуального наиболее обширно.
 
Изучение Интернета как социального феномена началось в 90х годах. Большой вклад внес А.Д Урсул и А.И. Ракитов. Рассмотрели современную им ситуацию, и привнесли в данный вопрос много оригинальных концепций.
 
В связи с тем, что понятие виртуальности является сложным, состоит из многих частей, подход к его изучение тоже не может быть представлен только одним направлением. Основу методологии составляют принципы, направленные на объединение различных результатов частных наук. Выбранный метод поможет проанализировать и сопоставить достижения различных эпох, классические и инновационные взгляды. В рассмотрение будут включены философия, психология, социология, которые помогут рассмотреть феномен виртуальной реальности в совокупности.
 
Для решения поставленных задач будет использоваться исторический подход, который позволяет проследить развитие понятия виртуальная реальность, увидеть, что нового вносилось в определение. Используя метод дедукции мы придем от абстрактного понятия виртуального к более конкретному, имеющему место в современности.
 
 
 

Концептуальные основания виртуального пространства

 
 
Понятие виртуального начало использоваться еще в античности. Virtus от латинского потенциальный ,возможный, доблесть. Добродетелью обладал только мудрый человек. Для римского человека добродетелью было военное мужество. В своих трудах Аристотель употребляет три термина: dynamis, energeia и энтелехия. Динамис- возможность, потенция, энергия-осуществление, энтелехия- действительность. Все вместе они образую понятие виртуальности. Только благодаря энергии происходит переход из возможности в действительность .
 
В средние века,а именно, Фома Аквинский, употреблял понятие виртуальный уже в более узком контексте для объяснения сосуществованиях трех разны видов душ: мыслящей, животной, растительной. Он говорил о том, что мыслящая душа виртуально содержит в себе души низшего порядка.
 
Николай Кузанский на примере орехового дерева показывает смысл вируального и расписывает его действие. «Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так как я сейчас его разглядываю, а виртуально; я обращаю внимание на дивную красоту того семени, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья. Дерево, вижу я, есть некое развертывание семенной силы.»
 
Сам термин «виртуальная реальность» появился в 1984г и ввел его Джарон Ланье. По его мнению, главной чертой виртуальной реальности является ее техническое происхождение, т.е он считал виртуальную реальность произведенной компьютерными средствами и потому иллюзорной.
 
Ахим Бюль хотя так же считает, что виртуальная реальность это плод компьютерных технологий, все же говорит о том, что она существует параллельно реальности. Таким образом, факт того что виртуальное не имеет права на реальное существование снимается, и переносится в другую плоскость. В этом «параллельном» мире «функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Internet, общение с персонажами компьютерных игр».
 
В.В.Афанасьева в своей работе «Тотальность виртуального» указывает, что «виртуальная реальность реальна, актуальна, но не субстанциональна».
С.С.Хоружий придерживается примерно такой же точки зрения, как и Аристотель. Виртуальное - это недоконца воплощенное, потому она находится между потенциальным и реальным.
 
Н.А. Носов : «Идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними: порожденности и интерактивности – объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуют виртуальную реальность» Так же он выделяет признаки виртуальной реальности:
-актуальность: виртуальная реальность существует актуально только «здесь и теперь»;
 
-автономность: внутри виртуальной реальности течет свое собственное время, с точки зрения которого во внешней реальности времени нет, то есть, вечность (длительность) и момент времени во внешней реальности тождественны; -интерактивность: объекты виртуальной реальности могут взаимодействовать с объектами породившей их реальности;
 
-порожденность: виртуальная реальность порождена активностью порождающей реальности и существует, пока эта активность длится.
Хотя данная концепция больше относится к психологии, а не к философии, но все же она весьма оригинальна. Виртуальная реальность для Носова не находится в подчиненном состоянии по отношению к реальности, но находится на равных правах с ней.
 
Француз Ж.Бодрийяр, являясь социологом, говорит о ситуации в обществе. Все в обществе становится символичным, отношения между людьми перестают быть живыми отношениями, институты теряют свою силу. Основным понятием его системы является симулякр. Этим понятием характеризуется практически все . Симуляция - «порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального». Виртуализацию он так же относит к симуляции, а точнее, виртуализация воспроизводит симулякры. Беспорядочное взаимодействие людей и вещей, «отрицание знака как ценности» , время теряет свою последовательность, огромный поток информации, все это способствует появлению симулякров, копий без оригинала.
 
М.Кастельс говорит о том, что на протяжении всей истории существовали виртуальные миры (мифы, религия, наука). «Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. «Виртуальный» – существующий на практике, хотя не строго в данной форме или под данным именем и «реальный» – фактически существующий Реальность, так, как она переживается, всегда была виртуальной – она переживалась через символы, которые всегда наделяют практику некоторым значением, отклоняющимся от их строго семантического определения» .
 
Он понимал виртуальную реальность не так как понимали ее до этого. Виртуальная реальность, пусть она даже опосредована компьютерными технологиями, не является полностью ими определена. Она наполнена виртуальными установками, где все образы творимы. Виртуальная реальность это не нечто отделенное, обособленное, второстепенное, а наоборот, он говорит о том, что физический мир человека, т.е его реальность, полностью погружен в виртуальную реальность. Поэтому компьютерные средства ни как не продуцируют ее, но без них не смогла бы виртуальная реальность получить такое выражение. Еще одой отличительной чертой Кастельса является его мнение о том, что компьютерные технологии не виноваты в росте виртуальной реальности. Это была потребность людей и именно люди сделали виртуальную реальность такой, какая она есть.
 
Рассмотря некоторые подходы, далеко не все имеющиеся, можно увидеть, насколько обширен круг взаимодействия виртуального с другими областями знания. Многие подходы противоречивы. Но в этом и состоит суть виртуального.
 
Виртуальное можно рассматривать с различных точек зрения, но основной остается его социальная часть. В Современном обществе технологии не отделимы от социума, благодаря им границы коммуникаций расширяются, а сами технологии являются продолжением человеческих чувств и психики. « Культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации в новых условиях». Это говорит о том, что кардинальные изменения в социуме происходят из-за изменений в технологиях, и рассматривать развитие социума эффективнее в совокупности с развитием технологий.
 
Социальная коммуникация всегда находился в центре исследования, и сейчас переживает новый этап. Начался он с изучения электронного общения. Современные исследователи представляют социум как мир общения. В этом мире средства информации являются важнейшими инструментами взаимодействия человека с миром и коммуникации между собой. Сеть Интернет быстро развивается и не только расширяет коммуникацию, но и изменяет старые ее виды.
 
Особенность виртуальности в современно обществе состоит в том, что эта виртуальность совершенно отлична от виртуальности ,например, средних веков. Во времена Кузанского виртуальность была потенциальна, а сейчас же она вполне актуальна. Так же, отличительной чертой является то, что современное виртуальное создано техникой, а не является тем самым идеальным. Технические средства позволили виртуальному обрести свое действующее поле, свой язык, смогло поместить предметы, и вести коммуникацию. Она же и влияет на социальную реальность. Уже сложно назвать виртуальное нереальностью; те инструменты, которыми изменялась реальность до этого, например, деньги или ценностные ориентации, перенесены в виртуальное. Теперь же виртуальное это не нечто призрачное, а совершенно актуальная реальность, новый символический тип существования человека и общества.
 
 

Социальное измерение виртуального

 
 
Виртуальное и экономика
Виртуальное пространство придает обыденным ситуациям новый вид. Процесс купли-продаж, осуществляемый в сети интернет, превращается в исполнение ролей продавца и покупателя, в то время как технический процесс исчезает.  Привычная форма купли-продажи исчезает, но остается самое взаимодействие. В Интернете можно обменяться деньгами, товарами, услугами и это не мешает процессу, и все же процесс видоизменяется, так как общества как среды обмена уже нет. Традиционно общество воспринимает такой механизм как симуляцию институциональности обмена.
 
Экономических действий в виртуальной среде можно выполнить огромное количество: продавать, рекламировать, красть, заработать деньги, выиграв в виртуальном казино или на бирже. все действия и другие, одинаково и в других сферах общества, симулируют институциональность социального взаимодействия.
 
В сети находится несчетное множество магазинов, которые может посетить любой user онлайн. покупка через интернет, или предоставление своего продукта не является сложным процессом. за короткое время этот процесс усовершенствовали, и приобрести что-либо занимает пару кликов мышкой. Сама операционная система усовершенствуется для того что бы работа в интернете была максимально удобной. поэтому улучшаются в основном визуальные качества, графика и звук. чем четче изображение тем удобнее тебе приобретать, и если смотреть глазами продавца, тем вещь или услуга становится более привлекательной. виртуальная экономика в многом строится на этом визуальном эффекте, а социальная составляющая отходит на дальний план.
 
Для современной экономики больше нет такой проблемы, как производство товара. Спустя столетия технической революции производство вещей почти не оставило за собой вопросов. Рынок насыщается многообразие однотипных товаров, а у покупателя появляется выбор между похожими товарами. Теперь же перед экономикой стоит вопрос как сделать спрос на ту или вещь. Покупатель уже выбирает не просто вещь, он выбирает бренд, марку, товарный знак. В условиях большого потока производства,решающую и самую первую роль играет бренд. Именно бренд определяет какова будет стоимость товара, при этом бренд не укажет сколько затрат было вложено и каковы реальные свойства товара.
 
Закон А. Маршалл говорит о том, что спрос и предложение находятся всегда в зависимости друг от друга. Товаров может быть очень много, но спроса на них может и не быть. Задача экономики создать спрос, и эти занимается реклама. Реклама никогда не создавала ничего другого кроме как образов. Образ становится первичнее, и уже не товар означает образ, а наоборот. Формирование цены происходит не на заводе, а в кабинете рекламного агентства у дизайнера и маркетолога. В соответствии с этим меняется картина занятости. Процент занятости в сфере услуг растет, а в сфере производства падает. Обращаясь к статистике, видим, что не только сфера услуг растет по количеству занятых в ней, но и во всех других отношениях услуги развиваются. Рекламный бизнес так бурно развивается потому на рекламу товара расходуются больше чем 5% от объема продаж. Цифра получает свою значимость, когда на разработку товара уходит гораздо меньше чем 5%. Статистика и цифры говорят о том, что уже не только для предпринимателя образ так важен, а о том что образ довлеет над всеми качествами товара, и над ним самим.
 
Такое формирование цены теоретически, как например, марксистская теория, мало разработано. Последовательно рассмотрел данную ситуацию, японский специалист в области стратегического менеджмента,  Кэнъити Омаэ. В своей книге The borderless world, power and strategy in the interlinked economy, написанной в 1990 году он подробно описал все что происходило с экономикой и бизнесом в Японии и сделал некоторые прогнозы. В отношении марки товара он сделал вывод, что для некоторых продуктов товарная марка не имеет значения, если узнаваемость  бренда падает до определенного уровня. Предприниматель должен вложить достаточно денег в продвижение бренда, что бы выгода стала иметь свою силу.
 
Деньги также виртуализируются. Из бумажных банкнот они переходят в именные электронные кошельки. До появления электронных денег человек мог расплачиваться только теми денежными знаками которые он имеет в реальном доступе, теперь человеку необходимо знать пароль от кредитной карты, электронного кошелька, и от этого знания зависит его платежеспособность. В ситуации симуляции платежеспособности попадают не только физические лица, но и, например, банки. Физическое лицо может конвертировать в наличность немного денежного агрегата М3. но только про условии что все остальные физические лица не сделают того же. С юридической точки зрения, такая процедура возможна, практически ее осуществить не получится. Большая часть М3 фиктивна. Банк всегда симулирует. Огромная денежная часть это права заимствования, а как таковых наличных средств у банка нет.
 
Вся экономическая деятельность с ее ролями, товарами и деньгами переходит в виртуальное пространство. Развитие этих процессов говорит о том, что важность качества товара упала, а поднялась аффективная часть. Работа проводится над усилением образа, и его продвижением. Экономика симулирует институциональность, и тем самым эта симуляция переходит на все отдельные части экономики, а так же на субъектов экономики.
 
Виртуальное и политика
В эпоху Модерна обладание властью было сформировавшейся институциональной нормой. Ситуация Постмодерна  предполагает господство образов и в политической сфере, а в особенности в борьбе за власть. Симулируются такие основные компоненты выборов как программа действий и борьба партий. Эта борьба переходит из программ в образы, имиджи. Личность кандидата уже не так важна, как важна работа всех людей, которые трудятся над созданием политического образа. Вес политические действия покинули столы переговоров, митинги, правительственные комитеты, и перешли в рекламные агентства и на телеканалы.
 
Отличительной чертой политики постмодерна является то, что по сути постмодерн не меняет модерн. Политика остается модернистической, но меняются образы политиков. В политики постмодерна опасно воплощать в жизнь идеи избранных государственных деятелей, уже потому, что выбрали не его программу, а образ политика. Так же не так существенна становится замена кабинетных министров, которые выполняют основную работу по управлению.
 
 
Виртуализация науки
Так же как и остальные области жизни человека, область науки виртуализируется. Основные виды научного дискурса изменяются, скрупулезные проверки и эксперименты сводятся к презентации на конференции или конкурсе. Находясь в современной ситуации для общества подобные практики не вызывают ни каких вопрос. Науки уже не рассчитывают на истины, и ее не ищут. То знание, которое имеется в научном сообществе, видоизменяется и предстает все в новых формах, системах. Метод верификации научной теории заменяется на фальсификацию, чем и объясняется большое количество опровергающих друг друга систем. Данная ситуация наблюдается не только у ученых, но уже в университете. Студенты сталкиваются так же еще с одной новой мотивацией- финансовой. Студенты выбирают область науки не из интересов личных, не из степени важности дисциплины для мира, а из-за материальной стороны. За какое знание студент получит высокооплачиваемую работу, на каком факультете будет получать хорошую  стипендию. Не будь это важно для общества этого бы не происходило. Занятие наукой стало пустым образом, доказуемых дипломом. Поиск истины перешел в манипуляцию языком, научный эксперимент в аудитории и конференции, наука как вклад в человечество- во вклад в личный бюджет. Наука перестала производить знания.  
 
Данное положение дел характерно для всех. Еще есть в истории современной философии и других наук ученые не поддающиеся этим образам, приращивающие знания, не гонясь за материальным достатком, но таких ученых подавляющее меньшинство. Сейчас студенты заняты проектировкой оптимального образа своего доклада, првиетствуется фантазия и импровизация, тая яростно гонимая ранее. Все это можно расценить как упадок науки, но это все же не совсем так. Наряду с данным положением дел, научное сообщество не потеряло своей активности, но в силу вступает тот факт что, огромные потоки информации не могут проверяться, а сами образы все больше входят в жизнь и становятся научными обоснованиями.
 
Насыщенность науки образами, приводит к виртуализации знания- атрибуты, принадлежащие науки виртуализируются, и соответственно наращивания знания не происходит. Неизбежным следствием, как в случае экономики, является виртуализация самих институтов науки, т.е университетов, лабораторий.
 
Виртуализация общества проходит не так как этого ожидали теоретики. Изменения в обществе предполагали, что  форма общества будет менять. Все что происходило в мире за его существование, как то меня предыдущее, внося что-то новое. Всегда можно было разделить и четко отличить одну эпоху от другой. Естественно, происходили и внутренние изменения, которые не видны. Виртуализация действует другим методом. Оставляя форму прежней, она симулирует весь институциональный строй.
 Симулируются  и вещи, и действия, создается видимость состоятельности институтов, потому что основные атрибуты остаются “прежними”. Для осуществления виртуализации, наращивания образов лучше всего подходит компьютерная техника. Она настолько плотно вошла в ритм жизни человека, во все сферы его жизнедеятельности, что пропитала все, и как будто воспитала человека на новый лад. Восприятие человека направлено не на информацию, а на образ.
 
 
 

Духовные ресурсы личности и виртуальная реальность

 
 
Виртуальное захватывает всю жизнь человека, не только физическую, но и духовную. Духовные ресурсы человека невозможно исчерпать, они всегда проявятся в человеке тем или иным образом. Проникая в повседневную  жизнь, симуляция отражает свои образы от всего, что попадается, будь то семья, любовь или даже творчество. Находясь в сознании человека, находящегося длительное время в киберпространстве, образное восприятие и образное поведение сливается с естественным поведение человека. На этой почве возникают такие феномены как легализация гомосексуализма миром.
 
Гомосексуализм - симуляция брачных отношений. Большая часть общества поддерживают легализацию однополых браков, подобные законы принимаются в целом ряде стран. Упреки, звучащие от стран, принявших закон,твердят об отсталости, отсутствии гуманности и толерантности. Ключевым является - отсталость, т.е нахождение в прошлой эпохе.
 
Ж.Бодрийар говорит,что «В виртуальном царствует простая информативность, просчитываемость, отменяющая любые эффекты реального».
 
Юзер двадцать первого века старается, находясь в реальном пространстве максимально ограничить себя от него. Такая форма отчужденности характерна для многих людей, особенно для тех, кто имеет профиль в социальных сетях. Форма может быт различной. Например, в Америке все началось  форумов, еще до появления протокола www. А в России наоборот американский способ был мало распространен, и даже среди русских проживающий в Америке, не был популярен. Социальные сети получили огромное распространение. Они могли виртуально дать человеку реальную отчуждаемость. на своей странице пользователь может написать то, что считает нужным, и так же может что-то не написать, так же общаясь, коммуникация может идти другим путем, нежели она шла бы в реальности. Человек чувствует себя отделенным, хоть и виртуально. Широко известны многие сайты, которые транслируют жизнь какого-то определённого человека. Человек сам поставил камеры в своем доме, запустил сайт, и дал доступ другим пользователям наблюдать за его жизнью. И чувствует себя защищенным от внешнего мира, свел свои коммуникации в виртуальную среду, оградил себя от зла реальности.
 
Ученые социологи и философы и психологи исследуя общество выявляют причины такой популярности отчуждаемости и как в этом может помочь виртуальная среда. Ученые замечают что жизнь стала тяжелее, а реальность более суровой чем когда-либо, у людей “массовый шок”.
 
Жить стало тяжелее в силу того, что на човременного человека многое обрушилось. Психологи приходят к выводам, что в человеческом сознании присутствует несколько миров(их количество может варьироваться с большой амплитудой) , например социальный, физический, виртуальный и т.д. Так как человеческое здоровое сознание всегла имеет направленность и ему свойственны скачки, то в поле зрения находятя все миру. Но современная ситуация способствует тому, что некоторые миру сужают поле деятельности, а другие в свою очередь расширяют. Так происходит с виртуальным миром большинства индивидов.
 
За духовное здоровье многие борются, желая найти источник в самом виртуальном. Индивид, находясь в двадцать первом веке, предрасположен к нахождению именно в такой виртуальной ситуации, обусловленной компьютерными технологиями. Культурно и исторически сложилось именно так, и с этим фактом поспорить сложно. Личность, с формировавшимся менталитетом, характером, привычками, попадает в виртуальное пространство, в повсеместное господство образа, поддается трансформации. Изменяются привычки, и сам способ воспринимать реальность. За молодым поколением замечают тенденцию к отдыху. Написано много статей с заголовками «Они не хотят работать», обвиняя молодых людей в неспособности к труду, чрезмерной лености, аморфности. Взглянув на историю, с самых древних времен поднимались эти вопросы, молодежью всегда были недовольны. Наше время отличается особой структурой.
 
Принимая во внимание концепцию Л.В. Скворцова заметим, что личность саморазвивается, под влиянием факторов окружающей социо-культурной действительности. Развитие несет смысловой характер для обособленной личности, помогая ей гармонично развиться в соответствии со своим временем и культурой. Целостности индивид достигает на уровне повседневной культуры(быта, рынка, общения),насыщенной образами. Культура киберпространства же, несет в себе расщепленный смысл. В киберпространсве смыслом обладает только само киберпрострастранство, и только потому, что оно само уже существует. Информация в виртуальном пространстве носит обрывочный, фрагментарный характер. Вследствие чего индивид сообразуется в своем сознании именно с таким способом мысли.
 
Негодование старшего поколения логично, но поверхностно. Все общество существует в таких условиях, отдельный индивид находится в этом в большей или меньшей степени, но не для кого это не чуждо. В таком свете вопрос о наличии или отсутствии духовных сил личности становится не правомочным. Социальная ситуация под действием виртуального настолько видоизменилась, что даже духовный мир отдельной личности стал изменяться.
 
Такой процесс социализации нуждается в детальной проработке. Психология имеет достаточно материала, который мог бы помочь социально-философскому исследованию взаимодействия духовных сил человека и виртуальной реальности.
 
 

Риски взаимодействия личности в виртуальном пространстве

 
 
Виртуальное пространство в ходе рассмотрения не стало проще, а поднимаемые вопросы, казались сплошным риском для человека. Сложнейшая структура виртуального, сложность его рассмотрения, увеличивают любой риск в несколько раз.
 
У.Бек в своих работах раскрывает новое понятие риска. Представление о риске сопряжено с негативными последствиями. Обществу всегда угрожали какие-нибудь риски: риск оказать без урожая, риск холода, и других подобных природных явлений. В ходе модернизации риски тоже изменились. Само общество стало продуцировать риски, насыщая ими все. У.Бек вводит специальный термин, для описания такой ситуации- «общество риска». Общество риска это новая система для развития общества.
Для современности риск это давно не пустое слово. Риск забыть зонт и промокнуть уже не риск в современном понимании. Индустриальное общество было нацелено на производство и распределение богатства, наше общество нацелено на производство рисков. Бек говорит, что несмотря на то что производство рисков имеет повсеместный характер и вытесняет общественное богатство, все же оно не тоталитарно, а «демократично». Производству рисков присущ эффект бумеранга. Те, кто производят риск и считают себя защищенным от него, тоже окажутся в ситуации риска.
 
Интернет это широко распространенное явление, но не для всех. Даже если взять Россию, то даже она не настолько компьютезирована, как например Америка. Страны третьего мира совсем отрезаны от Интернета, и от любых гаджетов, даже от мобильных телефонов. Так же они отрезаны от всех видов риска взаимодействия человека в виртуальном пространстве. Часть общества, находящаяся все время в Сети, имеет массу возможностей, получает доступ к огромному количеству информации, могут ее хранить, получают доступ ко многим экономическим операциям, и даже к голосованию. Находясь в сети, человек всегда в курсе что и где происходит, территориальные границы его города, или даже страны, уже не имеют решающего значения. Интернет так же не мешает зарабатывать деньги. Из всего этого складывается определенное мироощущение, которое ориентировано на события виртуальной реальности, а не на физическую реальность.
 
Самый главный риск порожденный виртуализацией, это- отсутствие надежности и стабильности. Виртуальное пространство настолько обширно, не имеет границ территориальных, дает свободу передвижения. Но оно же представляет собой систему детерминированного хаоса. Детерменированный хаос изначально изучался на физических элементах. Его основные характеристики заключены в том, что такой хаос возникает из порядка, и в него же может вернуться, и он всегда имеет некоторые ограничения. Будучи ограничен, он представляет собой как бы мешок, в котором все двигается непредсказуемым образом. Самым простым примером такого хаоса в природе это движение газа, например, в комнате. Рассчитать траекторию движения одной молекулы газа займет очень много времени, даже для компьютера. Понятно, что все траектории рассчитать не возможно. Но таким образом действует очень много систем в природе. И виртуальное пространство не исключение.
 
Для индивида открывает поле действий такое же как и в физическом мире: политика, экономика, образование, взаимоотношения. Но так же и открывает поле риска, у человека появляется страх перед этим огромным пространством. Виртуальное дает ему возможность начать любое действие, и в любой момент закончить его. Пространство сети выглядит надежным и защищенным, но зачастую это вовсе не так. Регистрируя в сети свою банковскую карту, привязывая ее к номеру телефона, мы защищаем ее от незаконного использования, на случай если ее украдут, или она будет утеряна. Но у нас нет никаких гарантий, что сервер этого банка не сгорит, не будет взломан и т.п. Большинство людей старается не думать об этом, на самом деле такого глобального обвала какого-либо интернет банка не было, но это не значит что его и не может случиться.
 
Риски окружают не только финансовую сферу общества, они пронизывают все, где есть сам индивид. Некоторые консервативные ученые и специалисты требуют ограничивать виртуальное пространство, защищая традиционные формы институтов. Поборники демократии оказывают посильное сопротивление, приводя разумные доводы. Для одних ситуация видится только с негативным исходом, другие видят в этом возможности, а ученые которые приняли виртуальное пространство и занимаются виртуалистикой говорят, что это наша реальность, исход которой очень сложно прогнозировать. Находясь в обществе риска, общество и отдельный индивид уже находятся в нем, выйти из него невозможно, поэтому можно его изучать. Ульрих Бек не видит негативного конца для общества риска.
 
Современное общество находится на сложной стадии осмысления всех рисков, всех возможностей, при этом преодолевая свой страх. Полноценный переход в общество риска для человека затруднительно в силу личных ограничений, и сложившейся ситуации духовного обессиливания. Арнольд Тойнби вывел свою закономерность развития- вызов –ответ. Находясь на стадии вызова перед обществом стоит вопрос, каков будет ответ. От этого ответа и будет зависеть дальнейшее развитие общества.
 
Заключение.
Виртуальное пространство стало по праву весомым элементом в жизни общества. Его уже нельзя списать со счетов, но, наоборот, с ним все больше и больше приходится считаться. Природа виртуального пространства сложна, неоднородна, но и не мифична и для науки открыта.
 
Рассмотрев многогранное виртуальное пространство и личность находящуюся на стадии вызова, видно насколько неоднородна данная проблема. Для ее решения неизвестно, сколько потребуется времени. Но проблему виртуального пространства, включающего в себя разнообразие сфер, невозможно решить одним методом. Объединяя свои силы, научное соощество могло бы решить поставленный вопрос. Так как виртуальное присутствует даже в физике, а общие черты с социальным виртуальным имеют место быть, такое слияние научных дисциплин было бы продуктивным и максимально эффективным.
 
Философы рассматривающие виртуальное приходят к разным выводам, а именно к негативным или позитивным. Бодрийяр придерживается достаточно пессимистического взгляда, а Бек наоборот. Но нельзя отвергнуть одну позицию, и остаться при другой. В каждой из них имеется научное обоснование, новое веяние, которое с той или иной стороны помогает рассмотреть виртуальное. Такое разностороннее рассмотрение поможет рассмотреть виртуальное, не только с точки зрения науки, вывести закономерности и последствия, но и с индивидуальной точки зрения, формирования личного мнения. Личности будет даны все данные, которыми располагает наука, для ознакомления и принятия своего решения по данному вопросу.
 
 
Список библиографии
 
 
Kenichi Ohmae. The borderless wolrd power and strategy in the interlinked economy. HarperBusiness.1990. 248p.
Афанасьева В. В. Тотальность виртуального http://vera-afanasyeva.ru/?p=181
Афанасьева В.В Детерминированный хаос: онтологический анализ. http://vera-afanasyeva.ru/?p=335&page=20
Бек.У. Общество риска. На пути к другому модерну.М. Прогресс-Традиция.2002. С.34
Бек.У. От индустриального общества к обществу риска. Thesis. 1994.вып.5
Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. Перевод О. А. Печенкина. – Тула.
Бодрийяр.Ж. Пароли.От фрагмента к фрагменту. С. 39
Иванов Д. В. Виртуализация общества. М. АСТ, 2004. 512 с.
Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М. Academia.1999. С. 79
Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т.2: - М. :Мысль, 1980.С.62.
Луман Н. Невероятность коммуникации. http://www.smolsoc.ru/images/referat/a1344.pdf
Маршалл А. Принципы экономической науки.Прогресс. 1993.594с.
Носов Н.А. Виртуалистика. Сборник резюме ХIX Всемирного философского конгресса "Человечество на переломном этапе: философские перспективы". М., 1993, т.1, С.153
 Носов Н.А. Манифест виртуалистики.М.Путь.2001. Вып. 15
Носов Н.А. Рефлексивность и виртуальность. Рефлексивные процессы. Материалы международного симпозиума. М., 1994, С.50
Носов Н.А.Словарь виртуальных терминов.//Труды лаборатории виртуалистики. Вып.7.М. Путь. 2000.69с.
Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. М.Политиздат.1979.183с.
Тофлер Э.Шок будущего. М. ООО «Издательство АСТ». 2002. С. 68
Хоружий С.С. О старом и новом. Род или не род? Заметки к онтологии виртулаьного. Алетейя. 2000. С. 311-314
Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. Т.2: - М. :Мысль, 1980.С.62.
Афанасьева В. В. Тотальность виртуального http://vera-afanasyeva.ru/?p=181
Хоружий С.С. О старом и новом. Род или не род? Заметки к онтологии виртулаьного. Алетейя. 2000. С. 311-314
Носов Н.А. Виртуалистика. Сборник резюме ХIX Всемирного философского конгресса "Человечество на переломном этапе: философские перспективы". М., 1993, т.1, С.153
 Носов Н.А. Рефлексивность и виртуальность. Рефлексивные процессы. Материалы международного симпозиума. М., 1994, С.50
Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. Перевод О. А. Печенкина. – Тула.
2013.С.18-20
Там же. С.22.
Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М. Academia.1999. С. 79
Луман Н. Невероятность коммуникации. http://www.smolsoc.ru/images/referat/a1344.pdf
Маршалл А. Принципы экономической науки.Прогресс. 1993.594с.
Kenichi Ohmae. The borderless wolrd^ powe and strategy in the interlinked economy. HarperBusiness.1990. 248p.
Бодрийяр.Ж. Пароли.От фрагмента к фрагменту. С. 39
Тофлер Э.Шок будущего. М. ООО «Издательство АСТ». 2002. С. 68
Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. М.Политиздат.1979.183с.
Бек.У. Общество риска. На пути к другому модерну.М. Прогресс-Традиция.2002. С.34
Афанасьева В.В Детерминированный хаос: онтологический анализ. http://vera-afanasyeva.ru/?p=335&page=20
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., Рольф, 2001.640 с
Загрузка...
Комментарии
Отправить