Интеграция и миграция населения

Загрузка...

Для многих стран Евросоюза остро стоит вопрос интеграции групп, принадлежащих другой культуре и исповедующих иные ценности. Корни этой проблемы берут свое начало в послевоенном периоде в истории Европы, для которого был характерен высокий уровень миграции. В условиях старения населения и людских потерь в мировых войнах, Западноевропейские страны испытывали нехватку рабочих рук и активно привлекали для работы (в основном в области строительства) иностранных мигрантов. В основном это были люди из бывших колоний Азии и Африки. Такое массовое привлечение мигрантов привело к сильному изменению внешнего облика населения ведущих европейских стран. Проблема, которая рассматривается в данном исследовании, а именно, проблема взаимоотношений этнокультурных меньшинств и коренного населения принимающей среды важна для внутренней политики государства, а следовательно и для мировой политики. Сообщества иммигрантов в европейских странах составляют значительную долю населения, при этом оставаясь изолированными от общества. Цель социальной интеграции национальных меньшинств создать единое общество из представителей различных культур, наций и вероисповеданий, основанное на принципах взаимного культурного обогащения и взаимопонимания, но не во всех странах Европы интеграционный процесс проходит для мигрантов успешно, поэтому необходимо выяснить с какими сложностями сталкиваются иностранцы, прибывающие в Евросоюз. Ярким примером такого явления стала Германия.

При исследовании понятия и моделей интеграции, автор опирается на работы таких российских и зарубежных исследователей и как И. Валлерстайн, М. Киселев, А. Чаплыгина . Рассмотрение проблем адаптации межкультурного населения и исторические аспекты миграционных процессов в Европе основываются на работах Г. Триандиса и Т. Стефаненко. Политика мультикультурализма в Европе рассмотрена с использованием работ российских исследователей О. Головкина, Е. Паномарева. Практическая часть работы основана на данных, опубликованных на официальных сайтах, в частности, Европейской Комиссии, а также с использованием информации ведущих СМИ. Данное исследование рассматривает временной период с начала 60-х годов ХХ века, по настоящее время, так как именно в нынешнее время проблемы социокультурной интеграции становятся все более актуальными. Географически данная работа охватывает сраны Евросоюза, в отдельности уделяя внимание Германии. Объект исследования – методы проведения политики социокультурной интеграции в условиях усиления миграционных процессов в странах Европы. Предмет исследования – интеграционные процессы и адаптация мигрантов в Европе. Цель исследования – выявить трудности, с которыми сталкиваются люди, принадлежащие другой культуре в развитых странах Европы, а также проанализировать уровень адаптированности мигрантов в Германии и инструментов успешной интеграции мигрантов в Испании. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• рассмотреть понятие интеграции относительно этнокультурных меньшинств и формы социокультурной интеграции;

• проанализировать предпосылки необходимости интеграционного процесса в Европе;

• обобщить результаты политики мультикультурализма в Европе;

• проследить процесс интеграции турецкой диаспоры в Германии и миграционные процессы со 2-й половины 20-го века в Испании;

Для решения поставленных задач используются системный и сравнительный методы и метод хронологического анализа. Работа состоит из введения, трех глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЦИЯ»: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И АДАПАЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ

Понятие интеграции

Термин «интеграция» является сравнительно молодым и был введен в речь Гербертом Спенсером во второй половине 19-го века применимо к теории эволюции. Со временем значение этого понятия изменило свой смысл и стало широко употребляться во многих областях знания. С развитием научно-технического прогресса, термин «интеграция» используется в различных сферах науки, начиная от биологии и математики, заканчивая цифровыми технологиями. В экономике под интеграцией понимается объединение хозяйствующих субъектов, развитие между ними тесных связей; в политике – это процесс сближения политических структур, направленный на взаимное сотрудничество. Если не разделять понятие на сферы деятельности, то в общепринятом смысле, интеграция – это объединение частей в единое целое. Если говорить об этнических меньшинствах, то речь идет о социальной интеграции, другими словами об адаптации групп и отдельных индивидуумов в обществе. В современной социологии приспособление в новой социальной среде понимается как тесное взаимодействие и воздействие друг на друга. Начало этому процессу в основном дает понимание того, что для эффективной интеграции человеку требуется перестройка поведения соответственно нормам и требованиям нового места пребывания. На пути к успешной адаптации существую несколько стадий:

• В начале человек или группа признают, что требуется смена поведения в новой для них среде, но еще пока что не готовы следовать новым традициям и принимать другую систему ценностей, поэтому до определенного этапа они придерживаются прежней.

• На втором этапе начинает формироваться терпимость нового общества и личности, пребывающей в нем, к другому образцу поведения. Другими словами стороны немного привыкают друг к другу и уже не воспринимают чужую культуру так резко.

• На третьей стадии происходит процесс аккомодации, то есть одновременное принятие систем ценностей.

• На финальном этапе индивид и общество полностью взаимно принимают устои культуры друг друга. Так проходит процесс ассимиляции в новую среду существования. Скорость и интенсивность адаптации зависит во многом от условий внешнего мира, от процессов, происходящих в это время в обществе. Важным условиям достижения успеха становится готовность человека к резким переменам и это актуально не только для молодежи, но и для старших поколений, поэтому возрастает роль участия государства и общественных организаций в помощи людям в процессе социальной интеграции. Помощь проявляется в проведении адаптационных и интеграционных мероприятий, которые представляют собой совокупность услуг, которые предоставляют органы государственной власти, а именно обучение языку, основам законодательства, истории принимающего общества, предоставление свободного доступа к информации о культуре и традициях, нормах поведения. Важна помощь в повышении уровня профессиональной подготовки и так далее. Относительно Европы можно сказать, что интеграционный процесс означает слияние с образом жизни западного общества в просветительном, языковом, социальном, экономическом, нравственном и этическом плане. В целом типологизировать интеграционный функции организаций, проводящих деятельность в области изучения интеграционных процессов можно в следующем порядке:

Социокультурная интеграция

Социокультурная интеграция представляет собой полное и взаимное вовлечение во все необходимые человеку сферы жизнедеятельности, которое в последствие дает возможность самостоятельной независимой жизни, самореализации в обществе, достижения достойного социального статуса. Для социальной интеграции характерны такие показатели, как восприятие человека другими членами группы и процесс взаимодействия между различными социальными классами, группами, объектами, отдельными индивидуумами и последующее объединение в одну целостную систему. Такие явления как культурная сепарация, интеграция, ассимиляция и маргинализация могут являться результатом социокультурной интеграции. Итак, под культурной сепарацией понимается отделение небольшой части или этнической группы от общества, которая со временем становится самостоятельным национальным меньшинством. При этом феномене иностранцы по собственной воле не принимают устои и традиции нового общества и в некоторых случаях даже противодействуют им. В свою очередь, принимающая их среда, тоже признает ценности переселенцев лишь отчасти. При таком параллельном существовании возможно два разных развития событий:

• Мирное сосуществование образованных диаспор. В таком случае общество и иностранцы получают взаимную выгоду, например, такую как улучшение уровня жизни и социально-экономический рост

• Образование диаспор и вместе с тем групп, радикально настроенных по отношению к культуре коренного населения. При таком сценарии могут возникнуть отрицательные последствия, такие как: несоблюдения иммигрантами моральных норм и норм поведения принимающего их общества, к политическим обострениям, притеснению национальных меньшинств и к сепаратизму. Что касается маргинализации, то в узком понимании она представляет собой явление потери индивидуумом принадлежности к какой-либо определенной социальной группе. Теряя ориентиры к нормам и ценностям, маргинал не входит в другую социальную группу. В качестве примеров таких людей можно привести иммигрантов, которым не удалось адаптироваться, переселенцы, прибывшие из сел в города, но не сумевшие привыкнуть к крупным населенным пунктам, бездомные, а также изолированные этнические меньшинства. В ситуации потери принадлежности к какой-либо культуре, другими словами при явлении декультурации, адаптация не считается успешной, так как новые культурные нормы очень тяжело воспринимаются человеком и в основном совсем не усваиваются. Маргинаизация негативно сказывается на обществе, так как ведет к падению культурного уровня, проявлению хулиганства, росту преступности и развитию безработицы. Уровень жизни при этом процессе снижается не только у людей напрямую подверженным маргинализации, но и у коренного населения принимающего общества. Следующее явление – это культурная ассимиляция, при которой личность или группа через процесс интеграции приобретает черты другой национальной группы, происходит слияние культур. В основе ассимиляции лежит успешная социокультурная адаптация. При таком развитии переселенцы теряют культурную идентичность, корни, перестают следовать старым традициям. В современном мире такое смешение происходит все чаще и приобретает крупные масштабы, объединяется духовно-культурная сфера. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее успешным результатом социокультурной адаптации является культурная интеграция, под которой понимается установление оптимальных социокультурных связей между отдельными личностями и социальными группами, последующее объединение их в отдельную целую систему, в которой все процессы согласованы с целью достижения общих целей. Процесс культурной интеграции не изолирует ее участников, а наоборот создает гармоничное партнерство, при котором сохраняется как верность ценностям своей культуре, так и приверженность к ценностям новой. При процессе культурной интеграции, национальные меньшинства поддерживаются со стороны принимающего общества и легче адаптируются благодаря поддержке диаспоры, происходит признание равноценности, а толерантность обеспечивает культурный диалог, что в свою очередь очень содействуют сближению народов и их культур.

Адаптация межкультурного населения. Понятие культурного шока

Для подробного рассмотрения процесса адаптации иммигрантов и визитеров в новом обществе, следует рассмотреть несколько этапов, которые были выделены американским психологом Гарри Триандисом в 1994 году. На первом этапе индивидуум преисполнен большими надеждами и все время пребывает в хорошем настроении, так как большинство иммигрантов все-таки стремятся работать, учиться, заниматься какой-либо новой деятельностью, настроены на быстрое улучшение качества своей жизни, стараются быстрее адаптироваться и чувствовать себя комфортно, стремятся создать приветливую среду для существования. Первый этап проходит очень быстро, так как люди погружаются в окружающую их атмосферу, перенимают ее негативное влияние. На этом начинается второй этап, где люди сталкиваются с некомфортными условиями, сложной обстановкой в бедных районах, так как зачастую первое время им сложно обеспечить для себя лучшее проживание. И это только внешние факторы, а если говорить о внутренних, то следует упомянуть факторы, которые влияют на психологическое состояние, а именно : непонимание менталитета коренных жителей, состояние депрессии и замешательство от тоски по дому. Это может привести к замкнутости и культурной сепарации. На третьем этапе развивается так называемый «культурный шок». Это проявляется в стрессе и чувстве беспомощности. При этом состоянии человек либо адаптируется в новое общество, либо не справляется с тоской по родине и возвращается домой раньше запланированного срока. На четвертом этапе, преодолев депрессию, иммигранты получают социальную поддержку, и на смену стрессу приходит оптимизм и ощущение уверенности в своем выборе. Человек начинает приспосабливаться и постепенно интегрироваться в жизнь принимающего его общества. Пятый этап отличается тем, что в этот период человеку приходится меняться, учитывая требования новой среды, что в случае успешной адаптации ведет к взаимному соответствию человека и принимающего его общества. Далее процесс усложняется еще больше для тех, кто решает остаться в другом обществе и полностью интегрироваться, так как в этом случае нужно полностью включиться в жизнь общества и даже изменить своим культурным ценностям, трансформировать социальную идентичность. С процессом адаптации тесно связан термин «культурный шок» , введенный американским антропологом Калерво Обергом в 1954 году. Ученый исходил из той идеи, что включение в новую культуру вызывает негативные ощущения из-за потери окружения, различия менталитетов, а также проблемы идентификации позиции в новом социуме. Оберг выделил несколько различных симптомов культурного шока: непрерывное беспокойство о качестве пищи, воды, чистоте, раздражительность и даже попытки самоубийства. Люди ощущают, что они теряют контроль над ситуацией, не могут реализоваться и испытывают приступы гнева, рождается враждебность и агрессивность. Все это никак не способствует процессу интеграции и значительно снижает шансы успешно адаптироваться. На удивление такое явление как культурный шок имеет не только отрицательные, но иногда положительные последствия, так как такое явление способствует личностному росту и пересмотру ценностей.

Адаптация проходит тяжелее среди представителей культур, где сильна где на первом месте стоят культурные традиции, так как в таком случае иностранцам немого тяжелее перенять европейские устои.

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБРЕАЛИЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ МИГРАЦИИ

Основные модели миграций в Европе с 1945 г

Миграция — значительное и далеко не новое явление в истории человечества. В широком определении понятие миграции являет собой перемещение людей на дальние расстояния на длительный срок. Одним из видов миграции является добровольная трудовая миграция с целью найма на работу. Основными причинами миграции по экономической причине являются:

• Отличие уровня жизни и социально-экономического развития различных регионов.

• Человек стремится улучшить уровень своей жизни и условия существования.

• Когда различие в уровне жизни между регионами достигает определенной величины, наиболее активная в миграционном плане часть населения устремляется из регионов с низким уровнем жизни в регионы с более высоким уровнем социально-экономического развития . Число трудовых мигрантов постоянно растет, в последние десятилетия это приобрело общемировой масштаб. Трудовая миграция стала способом обретения благосостояния для определенной части экономически активного населения. Не удивительно, что люди принимают решение уезжать в другую страну и работать там при условии, что заработная плата за ту же деятельность, которую они совершали на родине, намного выше и покроет все расходы по переезду и обеспечит лучший уровень жизни дня них, их семей и, возможно, для следующих поколений. Под воздействием разнообразных обстоятельств в определенные промежутки времени темп миграции в разных странах то увеличивался, то снижался. На сегодняшний день сформировались несколько центров , которые являются наиболее привлекательными для многочисленных мигрантов и разных стран. К этим центрам относятся США, Канада, Австралия, страны Ближнего Востока, которые определяют как нефтедобывающие, но одним из основных центров притяжения иммигрантов стала Западная Европа. «К 1 января 2012 года иностранное население в ЕС приблизилось к отметке 20, 7 миллионов человек, а это составляет более 4 процентов всего населения Евросоюза. Наибольшая доля проживающих иммигрантов было отмечено в Германии – приблизительно 7,4 миллиона человек; в Испании – 5,5 миллионов; в Италии – 4,8 миллиона; в Великобритании – 4,8 миллиона, во Франции численность иммигрантов составляет 3,8 миллиона.» Михайлов С. В. Предлагает следующую классификацию по странам, которая содержит четыре модели: швейцарскую, английскую, франко-германскую и итало-испанскую: 1. В Швейцарии в послевоенное время считалось, что процесс миграции легко поддается контролю и может быть обратимым и в этой подобную идею в наибольшей степени удалось реализовать на практике. Приток мигрантов в страну регулировался со стороны государства на законодательном уровне также как и их пребывание. Выдавались различные разрешения на вьезд в страну и если мигранты нарушали установленные правила, то при этом тут же подвергались незамедлительной депортации. То же происходило и с нелегальными мигрантами, появившимися в Швейцарии впервые в 60-х годах. Такая политика в отношении мигрантов достаточно жестка, но именно благодаря такой модели Швейцарии удалось отчасти избежать многих трудностей, которые создает иммиграция, чего нельзя сказать о многих европейских странах. 2. Что касается Английской модели, ее особенностью является привлечение рабочей силы из Индии и Пакистана, бывших британских колоний, и перенесение огромной массы людей, которые отличаются в расовом, культурном, религиозном отношении, в абсолютно иные, новые условия с существования. Великобритания стала первой страной, которая так массово столкнулась с проблемой второго поколения мигрантов, прибывших из-за пределов Европы. В сегодняшнем обществе иммигранты создают различные организации, ассоциации, которые формируются по этническому, региональному , религиозному принципу, издают свою прессу, но британская модель мульти-культи не считается очень успешным примером. На территории Великобритании проживает огромное количество выходцев из стран третьего мира, чья культура совершенно чужда европейцам, а первые в свою очередь отторгают европейские ценности. Этнические общины, особенно мусульманские, имеют очень замкнутый характер, государству тяжело их контролировать, что способствует распространению здесь исламского экстремизма и совершению террористических актов. 3. Эту модель называют Франко-Германская, но применяется она также в Бельгии, В Голландии, в Люксембурге, а также в странах Скандинавии. Послевоенные годы отличались трудовой миграцией в связи с избыточной рабочей силой в менее развитых странах Южной и восточной Европы, но потребность в дополнительной помощи потеряла свою актуальность, в то время как число желающих перебраться в качестве рабочих из стран третьего мира становится все больше. Кроме того иммигранты не собираются возвращаться на родину, даже при условии, что у них нет работы и нет никакой возможности трудоустройства в стране пребывания. Если сравнивать эту модель с анг

лийским сценарием, то здесь процесс основания трудовыми мигрантами новых этнических меньшинств, проходит намного медленнее, но в целом конечные результаты очень схожи. Франко-германская модель является не столько моделью интеграции, а даже комплексом мер по противодействию внедрения иностранцев в нацию. Миграционный процесс регулируется тремя способами:

• постоянно пересматривается и ужесточается миграционное законодательство. В ФРГ, например, существовала целая официальная программа по подготовке иностранцев к возвращению на родину. Еще одной мерой являлось введение жестких ограничений на въезд рабочих мигрантов, вывоз семей, детей старше определенного возраста. Определенным категориям иностранцев оказывалась помощь в интеграции в обществе.

• Другим способом выселения людей, которые не попадали под статьи миграционного законодательства, разрешающие пребывание в стране, является групповая депортация. Такой метод не сильно пользовался популярностью, так как это поднимало шум вокруг проблемы и уже само слово «депортация» вызывало сильный резонанс средствах массовой информации, что не оправдывало этот метод в условиях того, что результаты были невелики в общенациональном масштабе.

• Метод пряника тоже оказался не очень эффективным. В 80-х годах во Франции, Бельгии и ФРГ государство предлагало денежные выплаты людям, которые согласятся вернуться на родину. Несмотря на всю заманчивость такой программы, число иммигрантов, покинувших страны пребывания, оказалось невелико и эти меры себя не оправдали и не оказали заметного воздействия на ситуацию и никак не замедлили рост инокультурных диаспор. 4. Следующая миграционная модель отражает ситуацию в Италии и Испании, которые выступали в качестве поставщиков рабочей силы в соседние европейские страны, но за последние годы и сами стали объектами притяжения мигрантов. Возрастающий интерес к перемещению в Италию или Испанию стали проявлять представители тех этнических групп, которые уже «освоили» другие европейские страны, в основном это выходцы из стран Магриба, в особенности Марокко, так как от Испании эту страну отделяет лишь Гибралтарский пролив. Также Испания и Италия стали популярными направлениями среди сенегальцев в прошлом ориентировавшихся на Францию и филлипинских общин, чьим центром внимания издавна были США. Еще одна группа мигрантов более привычная – это мигранты из бывших колоний или зависимых территорий разных стран, к примеру, ливийцы в Италии.

Трудовые миграции в Европе со 2-й половины 20-го века

Послевоенный период в Европе отличился тремя волнами трудовой миграции.: с 1945 по 1979 , с 1973 по 2007 и с 1989 по 2007 . Первая волна 1945-1979 отличалась миграцией в более развитые страны. Это было связано с избытком рабочей силы. Причиной этого стало начало экономического бума в послевоенные годы. Для решения проблемы с оттоком населения и дефицитом работников, страны и частные работодатели начинают активно создавать условия для прибытия иностранных рабочих. В высокоразвитых странах рост количества мигрантов был обусловлен тем, что там скапливались все инвестиции и, широко было развито производство. Люди переезжали в индустриальные страны Западной Европы, Канаду, США, Австралию. После нефтяного кризиса в 1973 году, последовал спад в экономике, что дало начало коренным изменениям в процессах миграции. Эти изменения продолжились второй волной международного перемещения. В середине 70-х годов после кризиса рабочие начали мигрировать целыми семьями, образовывать диаспоры. Это сильно ухудшало положение в экономике и отрицательно влияло на страну, принимающую мигрантов. Негативные настроения коренного населения росли вместе с убеждениями о том, что иммиграция является главным источником безработицы. Дополнительная нагрузка на бюджет и социокультурные конфликты лишь укрепляли убежденность большей части общества. Последствия внешней миграции неоднородны и неоднозначны для экономики и для общества, поэтому государства проводят комплексы мер по регулированию и контролю миграционных процессов и можно отметить, что ограничения все больше ужесточаются. Основные меры все-таки носят ограничительный характер для лиц, въезжающих на территорию страны. Для того, чтобы контролировать эти процессы, разрабатываются межгосударственные и внутригосударственные соглашения, которые ограничивают въезд работников из других стран. Если разделять экономически развитые страны, основываясь на проводимую ими иммиграционную политику, то можно выделить три группы стран:

• Страны, которые поощряют не сколько временную миграцию, а постоянную, позволяя семьям воссоединяться. В этих странах мигрантам предоставляется постоянное гражданство. К таким странам относятся США, Канада, Австралия и Швеция со своей политикой «открытых дверей», где отбор рабочей силы спланирован основываясь на необходимые объемы потоков и качества работников.

• К следующей группе относятся Франция, Великобритания и Нидерланды, где возможности мигрантов схожи в возможности воссоединения с семьей и получении гражданства с первой группой стран, однако, правила приема прибывающих из других сран, намного строже. Процесс получения гражданства в основном занимает несколько лет. Еще одним отличием является то, что более предпочтительными к приему являются жители бывших колоний.

• К третьей группе стран относятся Германия, Швейцария и Бельгия, где иностранцам предоставляется возможность лишь временной миграции ввиду того, что эти страны пытаются придерживаться «гостевой» модели, следуя которой, выдают рабочие визы лишь при наличии рабочего контракта в качестве обоснования, сразу же после окончания которого, иностранец вынужден покинуть страну и не имеет права въезжать в нее снова в течение определенного установленного срока.

Интеграция как способ реализовать потенциал миграции

За прошлые десятилетия в большинстве стран-членов ЕС сильно увеличилась миграция. Мигранты из стран третьего мира составляют приблизительно четыре процента всего населения ЕС. Состав населения таким образом изменяется и европейское общество сталкивается с ростом этнического разнообразия. Это приводит к новым условиям для социальной интеграции и правительственного подхода к общественным проблемам. Демографические изменения, такие как увеличение среднего возраста населения, увеличение средней продолжительности жизни и сокращение трудоспособного населения оказывают сильное влияние на Европу. Легальная миграция может помочь решить эти проблемы, в совокупности с более активным использованием рабочей силы и широким применением навыков, может поспособствовать улучшению производительности экономики ЕС. Демографические тенденции различны в регионах и если есть перспектива использования преимуществ миграции, Европа должна найти способ ведения диалога межнациональных сообществ посредством более эффективных способов интеграции мигрантов. Европейская Стратегия 2020 года и Стокгольмская Программа полностью признают потенциал миграции для становления конкурентоспособной и стабильной экономики, отражая теорию о том, что поддержка идеи взаимного уважения и продвижение прав человека могут привести к эффективной интеграции легальных мигрантов. Государства-члены подтвердили свое дальнее участие в развитии центральной идеи интеграции как пути экономического развития и социальной сплоченности, чтобы увеличить вклад мигрантов в экономический рост и культурное обогащение. На сегодняшний день уже существует структура сотрудничества ЕС на предмет интеграции основанная на Общих Принципах Иммиграционной политики Интеграции в Европейском союзе. Принципы подчеркивают, что интеграция – это динамический, двухсторонний процесс взаимного сосуществования мигрантов с обществом, которое их принимает. Не все предпринятые меры оказались успешными в достижении целей. Проведение интеграционной политики также требует желания мигрантов быть частью принимающего их общества и соответственных встречных действий. Наиболее актуальные проблемы на пути к успешной интеграции включают в себя следующие показатели:

• преобладающе низкий уровень занятости мигрантов, в частности такая тенденция просматривается по отношению к женщинам

• рост безработицы и вместе с тем потребность в специалистах высокой квалификации

• прослеживаются сильные отличия в уровнях образованности

• недостаточное участие принимающего общества в процессе интеграции Выбор подхода зависит от рода проблемы, с которыми сталкиваются группы мигрантов, низко- или высококвалифицированных. Европа нуждается в позитивном взгляде на этническое разнообразие и равноправие, основываясь на взаимоуважении различных культур и традиций. Также требуются меры предназначенные для групп мигрантов, которые особенно подвержены влиянию. Интеграционный процесс является общей ответственностью и в свете вышеупомянутого ясно, что политика интеграции должна создать благоприятные условия для участия в экономической, социальной, культурной и политической жизни мигрантов, чтобы реализовать потенциал миграции. Эффективные решения проблем интеграции должны быть применены как в национальном масштабе и на местном уровне, но поскольку эти проблемы характерны для многих государств-членов, проблема является общей. Европа в состоянии создать стратегию контроля, сопоставительного анализа и обмена хорошей практикой. Процесс интеграции во многом привязан к законодательству и политике принимающей страны, которая в свою очередь должна по возможности максимально обеспечивать условия для равноправного режима и предоставлять мигрантам надлежащий уровень прав и свобод. Важно следить за тем как протекают интеграционные процессы во всех областях и сферах жизни, чтобы оказывать помощь в проблемах адаптации и интеграции и политических приоритетов. Интеграция – это охватывающий процесс, который требует тщательного мониторинга, постоянных усилий, инновационных подходов и смелых идей. Несмотря на то, что разрешения этой проблемы не легко достичь, успешная интеграция мигрантов в ЕС представляет собой важную цель, которая была сформулирована в европейской Стратегии 2020 года, а именно поднять уровень занятости до 75% к 2020, увеличить долю населения, получившего высшее образование и вытянуть 20 миллионов человек из бедности или социального отчуждения. Предложенные меры сосредотачиваются на следующих ключевых методах интеграции:

Интеграция посредством участия.

Более активные действия на местном уровне.

Участие стран происхождения.

Под участием понимается идея того, что интеграционный процесс определенным образом привязан к территории и политика интеграции должна быть проведена со специальным подходом и учитывать местные особенности. Она включает такие действия как поддержка в изучении языка, помощь в обеспечении занятости, образования и профессионального обучения, борьбу с дискриминацией, которая привлечет больше населения к социальной и общественной деятельности. Интеграция подразумевает обеспечение размещения мигрантов, уважение их прав и культуры. В то же время мигранты должны показать готовность к объединению и принятию ценностей общества, в котором они живут. Говоря о помощи в изучении иностранного языка, всем известно, что это очень важная ступень на пути к интеграции. Расширенные языковые навыки поспособствуют поиску более оплачиваемой вакансии, требующей лучшей квалификации. Также это расширит спектр поиска работы для женщин. Обучающие языковые курсы и также вводные программы должны быть доступными как в финансовом отношении, так и географически. Важно разработать программы для разных уровней знаний, основанных на возможностях людей, посещающих курсы. Что касается участия на тынке труда, во многих государствах-членах есть значительный разрыв в уровне занятости населения между гражданами стран третьего мира и гражданами ЕС. В 2010 уровень занятости первых в возрасте 20-64 был на десять процентных точек ниже, чем люди той же группы, но являющиеся гражданами ЕС. Также коэффициент занятости женщин-мигрантов существенно ниже, чем средний уровень занятости мужчин-мигрантов . Как участвующий в рынке труда один из лучших и наиболее конкретных способов объединяться в обществе, усилия уменьшить эти промежутки должны предназначаться и для трудовых мигрантов и для мигрантов, которые приезжают в ЕС в контексте воссоединения семьи или как бенефициарии международной защиты. Повышение квалификации граждан стран третьего мира, особенно для женщин, необходима, говоря обо всех государствах-членах ЕС. Безработные мигранты или числящиеся на должностях, менее обширного образования, являются, не в полной мере реализовывают свой потенциал. Такой подход может привести к деградации. Следует использовать их знания, это расширит возможности иммигрантов и обеспечит занятость, которая соответствует их навыкам. Стоит провести мониторинг образованности населения, опыта работ, сопоставимости уровня знаний и оценить возможную потребность в дополнительном обучении. Также важна прозрачность информации о доступных рабочих местах и общественных службах занятости, поддержка работодателей, их помощь в адаптации новых сотрудников, борьба с дискриминацией на рабочих местах. Важная задача властей состоит в снабжении актуальной информацией о возможностях для предпринимательской деятельности и о социальных программах для иммигрантов. Особенно поддержка требуется тем, кто недавно прибыл в чужую страну и только начинают свой путь адаптации к новым условиям и сферам деятельности. Касаемо образования, следует отметить, что в большинстве стран Европы процент обучающихся, прибывших из-за пределов ЕС, растет. Школьные системы должны быть к этому приспособлены, чтобы предоставлять более качественное образование для всех и извлечь выгоду из потенциала этого разнообразия. Легче всего новые знания приобретаются в дошкольном возрасте, поэтому на это стоит обратить особое внимание. Как уже упоминалось, средний образовательный уровень граждан стран третьего мира ниже чем в ЕС. Для молодежи, смена системы обучения сопровождается риском не получить высшее образование, поэтому стоит предпринять меры по сокращению процента молодых людей, не закончивших школу. Социальные меры, предназначенные для лучшей интеграции мигрантов, должны быть нацелены на разрушение возможных барьеров, ограничений доступа к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию и на борьбу с бедностью, выделяя особое место наиболее ущемленным слоям. Интеграция людей, находящихся под международной защитой требует особого внимания. У них в жизни произошли травмирующие события, которые требуют определенного социального и психологического подхода. Политика должна быть разработана таким образом, чтобы минимизировать изоляцию и ограничение их прав, предусмотреть эффективное языковое образование, возможность доступного жилья и здравоохранения

ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ЕВРОПЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИСПАНИИ И ГЕРМАНИИ

Проблемы социокультурной адаптации мигрантов на примере Германии

В Германии Турецкая община является самой крупной и насчитывает более трех с половиной миллионов человек. Такая ситуация стала складываться после 1961 года, когда Западня Германия подписала с Турцией соглашений о найме рабочей силы по контракту. Работникам предлагался минимальный оклад и предоставление жилья. Предполагалось, что по окончании контракта турецкие рабочие покинут Германию. На такое предложение откликнулось более семисот тысяч человек, но далеко не все выполнили условия соглашения и многие приняли решение перебраться в принявшую их на работу страну и перевезти семьи. Такой резкий рост турецкой диаспоры вызвал резонанс и мнения о влиянии таких перемен сильно расходились. С одной стороны, присутствие турецкой общины обогащает Германию как в культурном так и в экономическом плане, но с другой стороны возникают проблемы интеграции в немецкое общество целой группы, которую немцы долгое время уверенно воспринимали лишь как временную рабочую силу. В 2000 году был принят закон , по которому родившиеся в Германии и прожившие там более восьми лет, автоматически получали гражданство. Сегодня большую часть турецкой общины составляют дети и внуки «гастарбайеров», оставшихся жить на немецкой земле. Страны и сейчас имеют тесные связи, Турция даже поддерживает стремления мигрантов интегрироваться. Сегодня турецкая община является важной частью немецкого общества. В 2011 год в истории этих двух стран ознаменовался пятидесятилетней годовщиной соглашения 1961 года. На тот момент Германия еще не сталкивалась с проблемой массовой миграции и совсем не была готова к такому положению дел, так как миграционная политика не предусматривала таких ситуаций, что давало зеленый свет все большему прибытию рабочих из других стран, главным образом из Турции. Отдельной группой мигрантов являлись политические беженцы, которые обретали большую свободу, чем на родине и претендовали на большее, чем рабочие мигранты, которые в свою очередь способствовали экономическому росту. Какое-то время в ФРГ практиковалась смена рабочей силы каждые два года, так как основной целью мигрантов было улучшить свое финансовое положение, многие отправляли свои накопления семьям на родину. Вскоре это прекратилось, так как постоянно обучать новых работников стало невыгодно, так как новым рабочим приходилось заново проходить через процесс адаптации и многим требовалось повышение квалификации и просто обучение. Постепенно турки начали осваивать экономическое пространство принимающей страны, стали появляться небольшие предприятия, зачастую представляющие собой семейный бизнес, представительства компаний, а затем и крупные организации, создавая рабочие места не только для выходцев своей страны, но и для других граждан, что сильно помогает адаптации и процессу интеграции. Внимание к этой проблеме на государственном уровне было обращено лишь в 90-х годах, так как предприниматели преследовали экономические цели и охотно нанимали все больше временных работников, создавали им условия для проживания, питания, медицинского обслуживания и покрывали все расходы на переезд. Будучи заинтересованными только в получении прибыли, они не заботились о дальнейшей помощи прибывшим. Лишь позже правительство стало ужесточать политику в отношении мигрантов. Последние десятилетия миграционная политика Германии строилась на том мнении, что прибывшие иностранцы будут быстро интегрироваться в новое общество, уважать традиции и культуру принимающей их страны, но вместо этого иммигранты стали образовываться в свои замкнутые, закрытые сообщества и создавать свое социо-культурное пространство. Процесс интеграции турецкого населения очень сильно замедляется, так как этому способствует целый ряд трудностей:

• существуют значительные различия в менталитете, к тому же немцы стремятся сохранить идентичность своей уже сложившейся культуры

• стратегия социальной адаптации в стране требует значительных доработок, так как иностранцы не имеют возможности быстрого улучшения своего социального статуса

• в Германии созданы условия для самоизоляции турецкого общества, телеканалы, печатные издания, интернет ресурсы на их родном языке. Это уменьшает потребность интегрироваться и позволяет вести жизнь отдельную от немецкой культуры. Турецкая община увеличивает масштабы и развивается, несмотря на все сложности. Немцы очень по-разному относятся к этому явлению, одни считают, что турки создают конкуренцию и лишают коренных жителей рабочих мест, другие считают, что мигранты занимают нужную нишу в экономике, работая на должностях, не требующих высокой квалификации. Существует также отдельная прослойка турков – это турецкая элита, люди, достигшие успеха в немецком социуме. Они выступают посредниками в процессе интеграции бедных слоев турецкой диаспоры, так как охотно обеспечивают рабочие места соотечественникам, выделяют средства на проведение программ помощи в адаптации, поддерживают и спонсируют начинания в этой области. Говоря о конфессиональных проблемах, следует отметить, что они имеют огромное влияние на то, как уживаются представители народностей. Большое беспокойство вызывает растущее количество радикальных иммигрантов-мусульман. В связи с тем, что турецкая диаспора является изолированной от немецкого социума, подобная скрытность распространяется на все сферы жизни. В некоторых городах основаны целые районы, этнические гетто, в которых проживают мигранты. Многие, родившиеся уже в Германии, живя в т

аких районах и все время окруженные представителями своей национальности, совсем не говорят по-немецки и абсолютно не стремятся к изучению языка и получению новых знаний. Государство обеспечивает мигрантов и безработных социальными выплатами, поэтому у этих людей нет необходимости развиваться с целью адаптироваться, при желании они в любой момент могут получить рабочее место, но, совершенно не мотивированы, так как у них уже есть материальная поддержка. Более того, стал образовываться новый язык, наречие, которое представляет собой помесь турецкого и немецкого. В основном это забытые немецкие слова, которые звучат совсем иначе в турецком произношении. Со временем и немцы начинают их перенимать и использовать в своей речи. Среди коренного населения Германии стало расти недовольство и развиваться негативное отношение к мусульманской диаспоре, так как стране приходится содержать экономически неактивное население. Напряжение растет из-за такого тесного сосуществования диаспор с различными конфессиональными принадлежностями. Немецкое население испытывает переживания из-за того, что поток прибывающих иностранцев все время увеличивается и это никак не способствует процессу интеграции прибывающих мигрантов и даже их детей. Постепенно пропадают надежды на то, что интеграция пройдет успешно среди второго и третьего поколения, так как среди турков прослеживается тенденция возвращаться к своим культурным корням.

Испания как пример успешной интеграции иммигрантов

В последние годы Испания стала одной из ведущих стран Европейского союза по приему иммигрантов. Среди наиболее репрезентативных групп фигурируют выходцы из Марокко, Латинской Америки и Восточной Европы. Эта страна вступила в ХХI в. как страна — объект иммиграции, и это объясняется прежде всего ее геостратегическим положением: она является воротами в Европу и мостом, связывающим несколько континентов. В последнее десятилетие в связи с экономической нестабильностью почти во всех латиноамериканских государствах и из-за резкого увеличения рождаемости в странах Магриба (Северная Африка) усилился приток мигрантов в Испанию. Массовый въезд в Испанию происходит морским, воздушным и наземным путем. Самый драматичный способ проникновения нелегальных иммигрантов — на лодках. Еще более значительное количество иммигрантов пересекает границу через пропускные пункты для въезда иностранцев из стран, не являющихся членами ЕС. Главными воротами для въезда иммигрантов в Испанию стал мадридский аэропорт Барахас. Еще одним путем являются морские порты, открытые для международных путешественников. Иммигранты въезжают также наземным транспортом, и здесь особое место занимает граница с Францией в Пиренеях. Отдельного упоминания заслуживает граница с Марокко. Больше всего увеличилось количество румын и марокканцев, важно отметить некоторое снижение численности эквадорцев. Отличительной чертой иммиграции в Испанию является ее незаконный характер. В последние годы наибольшая часть иностранцев прибыли нелегально или же перешли в число нелегалов после окончания срока действия разрешения на пребывание в стране. Напротив, количество легальных иммигрантов, то есть тех, кто въехал в Испанию, имея необходимые разрешения на пребывание и работу, остается практически неизменным. Иммиграционная политика изменялась в зависимости от курса находившегося у власти правительства, однако всегда была направлена на интеграцию иммигрантов. С рядом государств Испания заключила двусторонние соглашения о регулировании миграции, которые контролируют трудовую миграцию, положение сезонных рабочих и определяют механизмы информирования о наличии рабочих мест и о требованиях, предъявляемых к претендентам. Кроме того, соглашения гарантируют трудовые и социальные права иностранных рабочих. Эти соглашения устанавливают, что предложения о наличии временных рабочих мест направляются преимущественно в страны, с которыми Испания заключила соглашения о регулировании миграции. Все документы включают статью, предусматривающую содействие иностранцам, приехавшим на работу в Испанию, в добровольном возвращении на родину. Исключение составляет соглашение, подписанное с Марокко, которое не предусматривает возможности содействия добровольному возвращению. Марокко остается страной, которой в испанской миграционной политике уделяется особое внимание. В 2007 г. вступил в действие Стратегический план по развитию гражданского законодательства и интеграции, действовавший до 2010 г. и имевший целью улучшение управления и совершенствование испанского общества в условиях интеграции в него иммигрантов. План реализовался успешно и проблема мигрантов перестала быть главным вопросом. В автономных областях образованы советы, на которые возложена разработка механизмов по координации политики автономий, направленной на поддержку и интеграцию иммигрантов, а также на создание и реализацию необходимых для этого целевых программ. При этом каждая автономная область руководствуется определенными критериями, учитывая свои особенности; имеются различия и в названиях направлений деятельности. Основное направление в большинстве случаев совпадает, и кроме таких сфер как образование, занятость и профессиональная подготовка, жилье, здравоохранение, социальные услуги — в ряде случаев затрагиваются и другие, более связанные с проблемами миграции такие как способность к совместному проживанию, правовые вопросы.. Например, автономная область Мадрид подготовила три программы, связанные с приемом иммигрантов: программу по предоставлению иммигрантам информации и содействию в получении элементарных социальных услуг; программу по оказанию специализированной помощи через Центры социального содействия иммигрантам и программу оказания срочного содействия , которые относятся к жилью и содержанию, тем, кому оно необходимо. Для успешного выполнения работы в социальных службах созданы группы межкультурных посредников. Таким образом Испания за счет создания программ поддержки мигрантов и борьбы с этой проблемой на всех уровях, является ярким примеров успешной интеграции, которая является результатом грамотной миграционной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Европе в условиях глобализации успешная интеграция инокультурных сообществ играет очень важную роль, так как резкое увеличение миграционных потоков в Европе в послевоенные годы во второй половине 20-го века создало много проблем, которые требуют обязательного решения. Резкий рост населения с инокультурными традициями увеличивает нагрузку на социальную систему государства и вместе с тем порождает враждебность коренного населения к представителям национальных меньшинств. Интеграционная политика Европы нуждается в новых решениях, так как политика мультикультурализма не дает ожидаемых результатов. На примере Германии видно, что не только первая волна мигрантов испытывала сложности в адаптации на пути к интеграции в новое общество, но и второе и третье поколение проходят через те же трудности, повторяя сценарий опыта своих родителей. Несмотря на многочисленные социальные программы, обширное финансирование поддержку правительственных организаций, интеграционный процесс проходит слишком медленно, поэтому необходимы более кардинальные изменения на законодательном уровне. Молодежь является очень важной прослойкой общества, поэтому следует обратить особое внимание на социальную адаптацию молодого поколения, чтобы избежать изоляции межкультурных диаспор от принимающего общества в будущем. Во многом в корне существующих проблем интеграции иностранного населения в Европе лежит неправильная миграционная политика, где-то со слишком послабляющим режимом, что позволило мигрантам остаться в стране пребывания, получить гражданство и перевезти семьи, где-то наоборот политика в отношении иностранных визитеров была слишком строгая, что повлекло за собой увеличение количества беженцев и нелегальных мигрантов. В европейском обществе существует сильная напряженность, вызванная взаимной нетерпимостью прибывающих переселенцев и коренных жителей. Зачастую случаются всплески насилия. Также на примере Германии можно подчеркнуть проблему изолированности турецкой общины, что рождает непонимание в обществе и волнения из-за экстремистских движений по причине скрытности мусульманской диаспоры. Пример Испании показывает, что изменение миграционной политики государства и улучшение деятельности структур в социальной сфере может способствовать уходу от проблем интеграции мигрантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буева, Л.П. Творчество и педагогика / Л.П. Буева, Е.Д. Клементьев // Материалы Всесоюз.

науч.-практ. конф. – М., 1988. – 215 с. – Секция 1. Философско-методологические аспекты перестройки образования. Из содерж. : Новые социально-философские проблемы педагогики. – С. 3–77

2. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г. [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/906/word/spenser-gerbert

3. Я.В. Леверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич. Психологический словарь. Социальная адаптация. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nvppl.ru/show_dict_76.htm

4. Газета Peoples.ru дата публикации: 12.10.2007. Биография Франко Фраттини [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.peoples.ru/state/minister/italy/franko_frattini/

5. Журнал Аль-Ваъй статья «Интеграция и права меньшинств» № 284-285 от октября 2010 г.

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.al-wayi.org/archive/48-284-285/293-inegraciya-i-prava-menshinstv.html

6. Киселев М. И. Понятие «Интеграция» с точки зрения структурного функционализма / М. И. Киселев // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 61-64. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.moluch.ru/archive/27/2950/

7. I.Wallerstein. World-Systems Analysis // Social Theory Today/ Ed.by A.Giddens & J.H.Turner.- Cambridge: Polity Press,1987, - P.309 - 324. Миро-системный анализ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm

8. Иммануил Валерстайн «Непреодолимые противоречия либерализма: права человека и права народов в геокультуре современной миросистемы». Фрагмент книги «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире». 2011 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoculture/concept/transform/antagonisms/

9. Энциклопедия культурологии. Интеграция. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/376/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

10. А. Чаплыгина статья «Что такое маргинализация, сепарация, ассимиляция» дата публикации:28.11.2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://niorgil.blogspot.ru/2013/11/blog-post.html

11. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.274. Понятия и термины культурологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.countries.ru/library/terms/cultintegr.htm

12. Harry C. TriandisCulture and Social Behavior.1994. New York et al. McGraw- Hill, Inc.(Гарри К. Триандис . Культура и социальное поведение. 1994. Макгроу-Хилл,инк.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/84027870/557478-E6D65-Triandis-Garri-к-Kultura-i-Socialnoe-Povedenie

13. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / Т.Л. Смолина http//psyedu_ru_2012_3_Smolina.pdf

14. Политическая психология. Этнопсихология. Стефаненко Т.Г. «Адаптация к новой культурной среде» [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://ishulenina.ru/Classiki/Stefanenko/etpsy/17.html

15. Triandis, H. C. Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview Press, 1995 статья «Сравнительные исследования ценностей»

16. Батенева Е. В. Культурная адаптация экономических мигрантов. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://files.msuc.org/avtoreferats/210.010.04_avtoreferat-ks_batenevoy.pdf

17. Выдержки из книги Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.( – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», – 320 с.) Статья «Почему так трудно учить иностранные языки» дата публикации 10.04.2013 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://lingvo.blog.tut.by/2013/04/10/pochem-tak-trudno-uchit-inostrannyie-yazyiki/

18. Т.А. Фролова. Мировая экономика. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. Международное движение рабочей силы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aup.ru/books/м215/8_1.htm

19. Роньшина Н.И. Международные экономические отношения. Исторические предпосылки, причины и основные центра миграции рабочей силы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/м004/34.htm

20. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0581/mir01.php

21. Михайлов С.В. Европа: от «гастарбайтеров» к новым этническим меньшинствам // Россия и современный мир. — 2005. — № 1. — С. 270.

22. Методология и методы изучения миграционных процессов .Междисциплинарное учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/FIELD/Moscow/pdf/Manual_on_Migration.pdf

23. О. А. Скопич .Нелегальная иммиграции из стран Северной Африки в Европу: основные маршруты. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/17-07-07.htm

24. Messina A.M. The Logics and Politics of Post-WWII Migration to Western Europe. — NY: Cambridge University Press, 2007. — 310 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: ftp://ftp.ulim.md/Istorie/2012-2013/Catedra%20Relatii%20Internationale%20si%20Politologie/Cernenco%20Elena/%C0%ED%E0%EB%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E0%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%E0%20%EA%F3%F0%F1%E0%20%C5%E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1%EA%E8%E5%20%C8%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F2%FB/EU%20English/Seminare/JAI/Migratie/THELOG~1.PDF

25. Малахин М.П.. Об отдаленных последствиях энергетического кризиса 70-х годов для мировой и отечественной экономики. Дата публикации 30.05.2004 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.niworld.ru/Statei/malahin/energ_kriz.htm

26. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с. Миграционная политика отдельных государств. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/949/word/migracionaja-politika-otdelnyh-gosudarstv

27. Public consultation on the Europe 2020 strategy. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/europe2020/public-consultation/index_en.htm

28. Public consultation on the Europe 2020 strategy: towards a post-crisis growth strategy for Europe. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-14-504_en.htm?locale=en Brussels, 05.05. 2014

29. EUROPEAN COMISSION. EUROPE 2020 TARGET ON EMPLOYMENT . Brussels, 19.3.2014 COM(2014) 130 final/2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/europe2020stocktaking_annex_en.pdf

30. EUROPEAN COMISSIO. EUROPE 2020 TARGET ON RESEARCH AND DEVELOPMENT Brussels, 19.3.2014 COM(2014) 130 final/2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/europe2020stocktaking_annex_en.pdf

31. BUSINESS & WORLD Международное сообщество по кадровой политике "B&W". Образование мусульман в Европе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gastor.info/?p=1013

32. Бойко Ю. П Проблемымиграции в развитии интеграционных процессов. Опыт ЕС и России дата публикации: 28.11.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://mir-politika.ru/2289-problemy-migracii-v-razvitii-integracionnyh-processov-opyt-es-i-rossii.html

33. The Nation. Мультикультурализм в Европе Atle Hetland Дата публикации: 26.02.2014

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140226/217909573.html

34. Головкина О.В. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Выпуск№ 9 / 2004 Канадский мультикультурализм как основа национальной идентичности Канады. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kanadskiy-multikulturalizm-kak-osnova-natsionalnoy-identichnosti-kanady

35. Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев Информационно-аналитический портал Статьи Аналитика Крах мультикультурализма в Европе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sozidatel.org/articles/analitika/3811-krah-multikulturalizma-v-evrope.html

36. Елена Пономарева, доцент. Европа в тисках «мультикультурализма». Дата публикации 21.11.11 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document213438.phtml

37. А. Федосеев Информационно-аналитический портал Статьи Аналитика Крах мультикультурализма в Европе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sozidatel.org/articles/analitika/3811-krah-multikulturalizma-v-evrope.html

38. Сильвия Марку «Интеграция иммигрантов в Испании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CD8QFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.researchgate.net%2Fprofile%2FSilvia_Marcu%2Fpublication%2F259451034(La_integracin_de_los_inmigrantes_en_Espaa

39. Нефть, рождаемость и эмиграция в арабском мире дата публикации: 22.07.2012 Институт изучения проблем востока – арабский мир. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mishmar.info/neft-rojdaemost-i-emigraciya-v-arabskom-mire.html

40. Короле В. Г. Статья «Миграционная политика Европейских стран» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.spain.com.ua/article/politica_de_inmigracion_de_paises_europeos

41. Сильвия Марку «Интеграция иммигрантов в Испании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CD8QFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.researchgate.net%2Fprofile%2FSilvia_Marcu%2F

 

Загрузка...
Комментарии
Отправить