Гуманистический психоанализ Эриха Фромма

Загрузка...
«Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие»
Эрих Фромм
 
Существует немногое количество мыслителей-психологов, чьи идеи и произведения пользовались обширной популярностью по всему миру во времена их жизни, а тем более, являются актуальными и по сей день.
 
Ещё при жизни Эриха Фромма его ведущие работы были опубликованы миллионными тиражами, переиздаваясь десятки раз. Эрих Фромм – крупнейший и выдающийся мыслитель двадцатого века. Он в значительной мере определил настроения общества своей эпохи.
 
Работы Фромма посвящены в большей степени этическим, философским, а так же общественно-социальным проблемам природы человека, места его в мире и смысла существования. Таким образом, он занимался ключевыми вопросами, от которых ведутся все психологические исследования и работы.
 
 
 

Эрих Фромм

 
 
23 марта 1900 года в еврейской семье во Франкфурте-на-Майне родился Эрих Фромм. Его мать была дочерью раввина, а отец - внуком раввина. Такой уклад семейной жизни способствовал намерениям юного Эриха изучать в дальнейшем иудаизм. Во Франкфурте Фромм посещал школу, в которой преподавались основы вероучения и религиозные традиции.
 
В возрасте двенадцати лет его потрясло самоубийство молодой женщины-художника, которое она совершила под влиянием смерти своего отца. А когда ему исполнилось 14 лет, началась Первая мировая война, длившаяся четыре года. Всё это подтолкнуло Фромма к изучению психоанализа.
 
В 1918 году он окончил школу, и место того, чтобы начать углублённо изучать религию, поступил в Гейдельбергский университет на философский факультет.
Так, Эрих Фромм учился в Германии, в городе Хайдельберге. Психологию ему преподавал Карл Ясперс, философскую аксиологию – Генрих Риккерт, а социологию вёл Альфред Вебер, под его руководством была защищена диссертация «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры».
 
Этика Аристотеля и Спинозы, а так же социология Маркса оказали глубокое воздействие на мышление Эриха Фромма. По всей видимости, ранние занятия психоанализом оказались причиной того, что философские проблемы человека, соотношения индивида и общества, общества и государства, человеческого общежития и социальных институтов, познания социальных ценностей Фроммом ставятся и осмысливаются как проблемы социально-психологические.
 
Своё образование Эрих Фромм завершил как психоаналитик, в Берлине, где 13 марта 1928 года прочитал один из первых своих докладов, вызвавших оживлённую дискуссию, - «Психоанализ мелкого буржуа».
 
 

Период «до неофрейдизма»

 
 
В конце 20-х годов в Берлинском институте психоанализа проводились регулярные семинары по пограничным проблемам философии и психологии. Там Эрих Фромм окончил психоаналитическую подготовку и близко познакомился с Максом Хоркхаймером, отличавшимся марксистской некоммунистической ориентацией, Гербертом Маркузе, а так же с Вильгельмом Райхом. Эти отношения повлияли на его увлечённость идеями Маркса.
 
В 1925 году Фромм открыл свою частную клинику. Богатый опыт и материал для анализа взаимодействия биологического и социального начал в формировании человеческой психики дала широкая практика работы с пациентами и общение с ними непосредственно.
 
В 1929 году он начал изучение повадок, установок и поведения, связанного с политикой, у рабочих и служащих. Вместе с ним исследованиями занималась и его группа психоаналитиков. Она предсказала о том, что Адольф Гитлер станет у власти, ибо рабочий класс, воспитанный профсоюзами и партиями, невзирая на революционные декларации, не имеют способностей на оказание сопротивления авторитарному диктаторскому режиму.
 
До 1933 года Фромм целиком поддерживал теорию влечений Зигмунда Фрейда. Воодушевлённый его идеями, Фромм явился одним из инициаторов создания Франкфуртского психоаналитического института, размещавшегося в «Институте социальных исследований», которым руководил Макс Хоркхаймер.
 
Пытаясь применить психоанализ к социологии, философии и науке о религии, Эрих Фромм выходил за узкие рамки психоанализа. Он великолепно ориентировался в философии и психологии, за счёт чего создал самостоятельное направление аналитической социальной психологии. Она была призвана выяснить, в какой мере и каким образом душевный аппарат человека является причиной, определяющей формирование и развитие общества. Фактически это был вопрос о философских и социально-психологических основах интеграции общества.
 
Фромм считал, что марксистскому понимаю общества недоставало теории опосредующих звеньев между экономической основой (базисом) и осмыслением её в формах соответствующих социальных институтов.
 
В 1923 году выходит статья Э. Фромма под названием «Психоанализ и социология», в которой психоаналитик впервые даёт своё понимание психоанализа, не принимаемое поначалу социологами и философами, занимающимися проблемами общества. В статье он говорил о недостатках социологического подхода к человеку как среднестатистической единице, которая обладает «массовой душой», в то время как философия делала акцент на личности с её уникальной «индивидуальной душой».
 
Фромм заявляет: «в груди человека не две души, а только одна, в которой действуют одни и те же механизмы и законы, вне зависимости от того, выступает ли человек как индивид или люди, как общество, класс, сообщество и т.д.». .Из этого вытекает мнение о том, что психоанализ может принять участие в конструктивном решении социологических проблем в той мере, в какой человек, а именно его психика, играет роль.
 
Решающую роль в развитии общества, считает психоаналитик, играют общие психические тенденции, которые составляют ценность его социально-психологического подхода. Эрих Фромм исследует изменения неосознаваемых явлений души нормальных людей, а не невротиков, тем самым объясняя на них динамику содержания общественного сознания. Говорится о психоаналитическом проникновении в закономерности подсознательных процессов, так же об исследовании воздействия «жизненной судьбы» на реакции, установки, импульсы, или, как говорил Фрейд, на судьбу влечений индивида.
 
 

Неофрейдизм

 
 
Неофрейдизм – это одно из направлений в психоанализе. Его представители подвергали пересмотру некоторые идеи Зигмунда Фрейда, обращая своё внимание не на биологические, а на культурные и социологические детерминанты невротических заболеваний.
 
Неофрейдисты внесли ряд поправок в предложенную их учителем концепцию человека. Они не согласились с утверждением Фрейда о чисто биологической природе Оно. Этот бессознательный слой психики в действительности управляется не только биологическими влечениями. Он изменяется под воздействием социальной среды. Однако, направление не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.
 
В конце 20-х – начале 30-х годов мир капитализма потряс жесточайший экономический кризис. Это был период крупных потрясений в мировой системе империализма. Сильнее всего кризис отразился на США: началась массовая безработица, шло разорение и обнищание широких слоёв населения, обострилась классовая борьба. Всё это существенно изменило идеологическую атмосферу, в которой развивалась психология, придавая исследованиям психической деятельности новую направленность.
 
Лидерами неофрейдизма считаются Карен Хорни (1885-1953) и Эрих Фромм (1900-1980). В 20-х годах Карен Хорни была практикующим психоаналитиком в Берлине. Она акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека Хорни считала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.
 
«Тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях.»
 
— Карен Хорни. Наши внутренние конфликты
Быстрыми темпами развивалась социальная психология. Она встала на путь эмпирического изучения «человеческих отношений», анализа общественного мнения, выявления установок и т.д.
 
Практика изучения людей (к их числу относились и страдающие невротическими расстройствами) делала вывод о зависимости их душевных травм не от сексуальных пертурбаций в детстве, а от реальной угрозы благополучию в условиях фашизма и экономического кризиса. У современных психоаналитиков создавались всё новые и новые проблемы: у людей были совершенно иные симптомы, нежели те, с которыми сталкивались Брейер и Фрейд в конце прошлого столетия. Источники их тревог крылись в установлении фашистами тотального террора, в прокатывающейся волне самоубийств разорившихся держателей акций, в экономических и политических потрясениях, которые угрожали основам капиталистического мира. Люди неспособны были справляться с новой окружающей их обстановкой и лечить их по прошловековой системе, от совершенно иных заболеваний, не имело смысла.
 
Между тем, среди интеллигенции капиталистических стран большую популярность имели работы неофрейдиста Эриха Фромма.
После прихода к власти фашистов в 1933 году Эрих Фромм эмигрировал в США, где начал работу в Чикагском институте, после чего работал с 1949 года по 1974 год в Мексике, где создал свой институт психоанализа. Работая в США, Фромм воспринял теорию межличностных отношений, чья ключевая проблема заключалась в особом отношении каждого человека к миру – как альтернатива фрейдизму, опирающемуся на теорию влечений. С этого момента начинается расхождение Фромма с Фрейдом. В итоге он создал собственную концепцию антропологии, с фрейдовским вездесущим эдиповым комплексом и стремлением к удовлетворению инстинктивных удовольствий. В дальнейшем психоаналитик часто подвергал острой критике теорию и технику психоанализа Фрейда, невысоко ценя его последователей, являвшихся ортодоксальными обучающими аналитиками.
 
Крупнейший представитель неофрейдизма разрабатывал концепцию «гуманистического психоанализа». Гуманистический психоанализ должен восстановить гармонию между личностью и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия.
 
 

Фроммовский неофрейдизм, или «Общественный характер»

 
 
В 1931 и в 1932 годах Фромм пишет статьи под названиями «Политика и психоанализ» и «Заметки о психоанализе и историческом материализме». В обеих статьях он стремится ввести глубокие психические взаимосвязи между общими ориентирами, позициями, а так же ценностями общества с социальными, экономическими и политическими условиями. Однако дабы осуществить такое введение, нужно было отказаться от идеи Фрейда: всякое сознание, поступки, работа мыслей, чувства - всё это переходит в сексуальные интересы. Психологи, занимавшиеся в одном кругу с Фроммом, резко отреагировали на такие заявления, обвиняя учёного в вероломстве к психоанализу. Он заявлял, что сущность человеческой патологии расположена в аспектах общественной организации да в экономическом плато, именно социум сформировывает человека.
 
Фрейд устанавливал, что существует только один двигатель поведения человека, это примитивные биологические силы. Эрих Фромм считал иначе. У людей действительно имеются общие некоторые потребности (need), к ним относятся жажда, голод, секс и другие, однако существуют и иные потребности (drive), которые вызывают индивидуальные черты в характерах людей. Этими потребностями являются: ненависть и любовь, желание властвовать, стремление подчиняться, упоение чувственными удовольствиями, а так же страх перед ним – все это является продуктом общественного процесса. Самые прекрасные и безобразные стремления индивида являют собой результаты социального процесса, творящего людей, а не составляющими биологически заданной природы человека.
 
В противовес мнению Зигмунда Фрейда о толковании подсознательных процессов, исходящих из предпосылок физиологических влечений индивида, на которые накладываются воздействия семьи, Эрих Фромм считал, что лишь аналитическая психология способна указать, какие интуитивные и либидозные связи внутри общества способны стабилизировать и сплотить это общество. На основе данного мнения психоаналитик создаёт условия для слияния психоанализа с марксизмом в рамках аналитической социальной психологии. Она объясняет всеобщие, много значимые для общества душевные позиции, так же идеологии, основываясь на воздействиях на либидозные влечения экономических условий.
 
Со временем Эрих Фромм писал на темы, связанные с общественными характерами, уйдя от либидозной структуры социума. Характер общества – это промежуточная инстанция между общественной идеологией, куда относятся ценности, нравственность, мораль и другое, и социально-экономическими структурами. Взаимодействия социального характера, идеологии, а так же базиса Фромм видел таким образом:
Экономический базис
Общественный характер
Идеи и идеалы
 
Основу концепции Фромма о характере представляют порывы подсознательных влечений. Под воздействием реальности они преобразуются в установки, принципы и устойчивые позиции индивида, которые определяют его жизненные проявления, такие как: чувства, поступки, мышление и иное. Человеческий характер может складываться как нормальным, так и невротическим, такое формирование зависит от адаптации личности к окружающему его обществу. Психические стимулы сублимируются и образуют черты характера, их функции в образе производительных сил социум. Так, в семейном кругу формируется психика человека, в соответствии с общественными нормами. Именно воспитание предстаёт как направленное выражение психической системы социума. Образуется схема: изначально характер человека сформировывается в семье, которая адаптирует его к дальнейшему выживанию среди себе подобных, затем он продолжает своё развитие непосредственно в обществе, адаптируясь уже самостоятельно к его структурам. Самому социуму свойственна либидозная структура, что значит обладание у людей сублимированных свойств характера. Исходя из этого, Эрих Фромм приходит к раскрытию социального характера как важной и заключительной производительной силы, которая вызывает трансформации в способе производства и в области мышления и сознания.
 
В конечном итоге, Номо humanus продолжает оставаться идеологией, этическим и политическим слоганом. Не зависимо от экономических систем, общественный характер формируют эгоизм, подавление независимости, иначе садизм, желание быть кому-то подвластным – мазохизм, так же конформизм.
 
Важным для понимания, отмечает Эрих Фромм, должно быть то, что индивидуальная функция характера личности заключается в её побуждении действовать человеку практически целесообразно, неся ему психологическое удовлетворение. Чаще всего, люди действуют в соответствии с экономическими и социальными нормами, ожиданиями, и запросами.
Принадлежность общественного характера к базисам экономической структуры и социального порядка обратила внимание Фромма к изучению природы самого индивида и его характера.
 
 

Типы человеческих характеров

 
 
Эрих Фромм в 1947 году написал «Психоанализ и этика», где описываются разные типы характеров, основываясь на идеях Фрейда.
Фромм выделяет несколько типов характеров, основные из которых:
 
Пассивная ориентация – это источник всех благ, который находится во внешнем мире, получить желаемое можно лишь извне.
Эксплуататорская ориентация – получение желаемого возможно лишь при использовании силы и хитрости, отыманию у другого человека.
Накопительская ориентация – главная идея данной ориентации заключается в стремлении владеть чем-то, и как можно большим количеством, растрачивая по минимуму.
Рыночная ориентация – человек заботится только о своей «продаваемости». «Я таков, каким вы меня хотите» - главный принцип «рыночного человека». Он лишён самоидентичности, чувства собственного достоинства, его самоуважение основывается на сумме играемых им ролей.
 
Некрофилия. Вышеописанные типы относятся к непродуктивным для социума, однако, они могут быть использованы для анализа экономических и общественных явлений. Некрофилия – любовь к мёртвому, была открыта Фроммом в шестидесятых годах, она всё более определяла повседневную жизнь. Людей, которые обладают данным типом характера, влечёт к болезням, воспоминаниям о прошлом, катастрофам, фильмам ужасов и тому подобному. Основной принцип ориентации это власть над другими, закон и порядок, - единственный механизм общественных ценностей. Современный мир – препарирование всего целого: дифференциация труда, разделение науки, и другое – всё это принимает огромные масштабы и заставляет человека жить в расслоённом мире, не давая ему представления о том, что этот мир мог бы быть целым, живой жизнью. Переход на новые технологии создаёт иллюзию, что можно просчитать абсолютно всё, подвергнуть анализу и отразить в цифрах. Под воздействием всего этого индивид теряет способность к самовыражению, он утрачивает собственный взгляд на окружающий мир, начинает чувствовать себя без труда заменённым колёсиком бездушной машины-гиганта. Эрих Фромм полагал, что механические принципы современного индустриального общества являются не жизненными, но применимыми к людям. К таким признакам относятся бюрократизация, овеществление, интеллектуализация и иные. Оказываясь в такой системе, человек превращается в равнодушное к жизни существо, питающее влечение к мёртвым. Но мёртвое это не трупы, а машины, блистающие лаком, техника из алюминия да стекла. Данный тип, как и нарциссизм, в котором всё внимание нацелено на собственную личность, оказывается пределом непродуктивной общественной ориентации.
 
Продуктивная ориентация – представляет собой биофилию, то есть влечение к принципу жизни и роста во всех существующих слоях жизнедеятельности. Аспекты биофилии в подробностях Эрих Фромм отражает в своих произведениях «Человек для самого себя» и «Иметь или быть».
Сам же Эрих Фромм считает для себя идеалом – развитие человеком самого себя до высшей зрелости, совершенства своей личности.
 
 
 

Человек глазами Эриха Фромма

 
 
Времена, когда Эрих Фромм начинал свою деятельность, были связаны с мировоззрением Запада на тайны познания, на законы логики и на феноменологические правила. Но Фромм до конца своих дней оставался верен теме антропологии, хотя в своих произведениях ни разу в строгом виде не изложил свои взгляды, связанные с наукой о человеке. Однако в его творчестве отчётливо выделяются составляющие антропологии, такие как сущность и природа человека, характер его субъективности, и человеческое становление. Концепция творчества Эриха Фромма состоит в неразрывности его произведений: каждая последующая книга является продолжением предыдущей, в каждой существуют одни и те же сюжеты, обрастающие всё новыми аргументами.
 
Человек является особым родом, тесно связанным с природой, и одновременно отторгнутым от неё. В нём нет смысла искать какие-то новые признаки его сущности, ведь он сам осознаёт свои трагические способы существования, каждый раз открывая для себя данную истину.
 
Постоянное постижение драмы своего существования раскрывает для человека его собственную субъективность, а так же является нагнетанием на него ужасов. Каждый из людей обладает телом и душевной оболочкой, но, концентрируя внимания только на велениях его плоти мало, что удастся раскрыть, утверждал Эрих Фромм, «распахивая» жизненное плато, где человек представляет себя самого.
 
Фромм считал, что мы не можем увидеть как таковую человеческую природу, но свойственные ей проявления возможно запечатлеть в конкретных случаях. В человеке обнаруживаются его страсти, являющиеся неповторимым. Именно они отражают индивидуальность характера человека, а не представляют собой продукт инстинкта.
В человеке, прежде всего, поражает интенсивность страстей и стремлений, - отмечал Эрих Фромм в своей работе «Человек для самого себя», которая посвящена феноменологии человеческой души. Страсти человека отражают его человеческий мир, а не инстинкты. Они обнажают истинно человеческое, неодолимые возгласы духа и самой плоти не проявляются как животно-инстинктуальное. Потребности индивида выходят за границы животных начал.
 
Любой индивид стремится к чему-то своему: кто к успеху, одобрению окружающих, кто же придерживается аскетических идеалов, другой желает властвовать, четвёртый ему подчиняться. Фромм назвал такой набор поведений системой поклонения и ориентации. В таких ситуациях человек подвержен страстям и только тогда проявляется в нём всё человеческое и земное. Однако, именно страсти, влечения и побуждения препятствуют человеку в полной адаптации к социальным условиям.
Человек должен постигнуть свою исключительность, неповторимость от других индивидов. К этому стремится Эрих Фромм в своих произведениях. Он пытается выделить истинные потребности человека, кои зачастую замещаются ложными вожделениями.
 
Мир человеческой спонтанности, его субъективности это богатейший источник ценностей. Фромм исследовал произведения европейских психологов с целью найти толкование мотивов поведения и человеческих страстей. Критерий, по которому психоаналитик оценивал определённые периоды истории человечества, является мера человеческого счастья, благополучие, а так же душевная гармония.
 
Вопросы фроммовского психологизма заключаются в том, как поведёт себя человек в определённой исторической ситуации, какие навыки разовьёт в себе, как сделает выбор. Так же данное направление ориентировано на постижение интимного мира индивида. Поведение его предопределяется рядом факторов: врождёнными (такие как темперамент) и другими, которые человек приобретает сам, и они являются его достоянием как личности. Эрих Фромм выделяет это как понятие характера. Источник конфигурации характера это вступление человека в отношения с окружающим его миром вещей и общества.
 
Под характером он понимает устойчивую, связанную с психикой, структуру индивида. Эта структура определяет направление его поведения, поступков, чувств и мышления. Выделяются и характерные психологические механизмы, создающие плато для разных типов ориентации, таких как: садизм, мазохизм, деструктивность и конформизм.
Формирование социального характера происходит при развитии определённой формы общения. Таким образом, пяти формам социализации (садизм, мазохизм, деструктивность, конформизм и любовь) соответствуют пять способов адаптации к обществу: эксплуатирующий, рецептивный, накопительский, рыночный и продуктивный.
 
Эрих Фромм считает, что у человека существует свобода в выборе собственных жизненных установок. Главное это необходимость развития в человеке спонтанности. Человек способен реализовать, осуществлять «сам себя» в величественной точке саморазвития.
 
 

Свобода как составная одиночества

 
 
Одиночество и изоляция – неотъемлемая черта человечества в наше время. Врождённые потребности наряду с давлением социальных норм и предписаний оказывают на личность непосредственное воздействие. Эрих Фромм говорил о том, что каждому историческому периоду соответствовало характерное развитие индивидуальности, за свою личную свободу, за развитие своих потенциальных возможностей люди боролись постоянно. Он считал, что перед современным человечеством стоит сложный выбор, образующий пропасть между свободой и безопасностью: за свободу от жестких политических, социальных, а так же экономический ограничений они должны были заплатить чувством безопасности и принадлежности к социуму. Ведя борьбу, у них возникало чувство отчуждённости как от природы, так и от общества. Дабы избавиться от этих чувств, индивид должен отказаться от борьбы за свободу.
 
Фромм выделял два таких пути:
Отказ от свободы и подавление своей индивидуальности. Такую стратегию Эрих Фромм назвал – авторитаризмом, то есть индивид должен был соединиться с кем-то (чем-то) внешним ради обретения силы, которая была утрачена индивидуальным «Я». Данная стратегия находит своё решение в мазохистских и садистских тенденциях. Таким образом, человек, обладающий садомазохистским типом характера, выделяет агрессию на иного индивида, который, по его мнению, является виновником его жизненных неудач и всех бед.
Человек, который показывает свою зависть среди окружающих, свою подчинённость, а так же беспомощность, является одержимым мазохизмом. Такой человек будет подчиняться приказам извне, нежели делать то, что он хочет. Он постоянно будет винить себя в том, чего не делал, брать вину на себя, он не будет испытывать чувство собственного «Я».
 
Человек же, одержимый садистскими наклонностями, будет эксплуатировать людей, стремиться сделать их зависимыми от себя, обретать над ними полную власть, причинять боль им и страдание, наслаждаясь этим. Эрих Фромм назвал такой тип – авторитарная личность.
Фромм утверждал, что каждый из людей, обладает обеими наклонностями. Так, военный человек подчиняется командам вышестоящих лиц, одновременно, принижая своих подчинённых.
 
Деструктивность. Часть людей обладает «разрушительными» чертами характера, они стараются побороть чувства неполноценности. Разрушительность является средством избавления от невыносимого чувства бессилия. Такой человек будет испытывать чувство тревоги, он ограничен в воспроизведении своих возможностей и прибегает к разрушению как к способу избавления от проблем.
 
Однако во времена революций и переворотов деструктивность является основной силой, которая разрушает всё старое, включая культуру. Таким образом, общеизвестными примерами деструктивных действий являются патриотизм и чувство долга.
 
Конформизм – необходимость «следования за толпой». Ему следуют люди, которые достигли свободы, но не смогли выдержать ноши, которая заключалась в ответственности за свои мысли, выбор, а так же поступки. Найдя себе убежище, они слепо следуют правящим нормам, заслуживая всеобщее одобрение и поддерживая хорошие отношения с окружающими.
 
Но не всегда свобода несёт бремя одиночества и изоляции. Эрих Фромм разработал концепцию «позитивной свободы», в которой человек не зависит от мира, но чувствует свою принадлежность к нему, он является частью мира. Обладая позитивной свободой, индивиды являются уникальными и не зависящими, при этом, сохраняя единение с обществом. Такие люди должны, как дети, которые действуют по велению своего внутреннего мира, а не согласно принятым нормам и запретам, обладать спонтанной активностью в жизни. Развитие такой свободы осуществляется благодаря любви и труду.
 
Самостоятельность человека это спасение от авторитарности во всех формах. Свою волю и разум человек должен противопоставлять всевозможным авторитетам и общественному мнению. Достигнуть свободы и личного роста можно благодаря протесту и несогласию, которые являются одними из основных составляющих самой свободы.
Слова Эриха Фромма являются актуальными и в наше время:
 
«Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколения является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности».
 
 
 

Влияние истории и культуры на человечество

 
 
«История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития»
Эрих Фромм
 
В представлении Эриха Фромма характер общественного процесса в связи с психикой говорит об антиисторизме его концепции, а так же соблюдению принципа первичности бессознательных психических механизмов и тенденций Зигмунда Фрейда. Человек навечно становится рабом «экзистенциальной дихотомии», когда выделяется из животного царства. Таким образом, существуют следующие дихотомии существования, которые невозможно устранить:
Человек – часть природы, подчиняется её законам, которые не может изменить, но одновременно он всегда выходит за границы природы, сотворяя свой собственный мир, культуру;
Человек отчуждён от мира, в нём нет гармонии с этим миром, у него нет дома, в это же время, индивид желает гармонии с миром, ради этого он создаёт всё новые и новые формы взаимосвязи с ним;
Человек имеет своей конец, он смертен, в связи с этим, он привносит вечные идеалы и ценности, реализуя свою личность за предоставленный срок;
Человек – существо одинокое, он прекрасно знает о своём отличии от окружающих, одновременно же он стремится к солидарности с людьми.
 
Магия, мифы, отожествление с группой, кланом – всё это спасает человека в первобытной общине. Фромм считает, что в европейской культуре этапом объединения и безопасности общества является Средневековье. В данном периоде каждый индивид знал своё место в обществе, за счёт чего он не был одинок и изолирован от окружающих. Такой строй был разрушен приходом новых реформаций в лице Ренессанса. Эпоха Возрождения даровала человеку свободу, но при этом забрала его социальную безопасность, ставя в зависимость от окружающих. Такая тенденция привела к типу «бегства от свободы», который проявил себя в садизме, мазохизме, деструктивности и конформизме.
 
Образы жизней людей менялись на протяжении многих веков, изменяя следом и их характеры. Однако же, существующая история противоречит видениям Фромма. Таким образом, Средневековье не носит характера всеобщего благополучия и согласия, Ренессанс не является эпохой исчезновения взаимосвязи между человеком и обществом. Становление индивидуальности это источник безжалостных стремлений к насилию, агрессивности, заглушению творческого начала, но вовсе не аспект прогресса. Фромм выделяет из по-своему изложенного исторического процесса тенденции «бегства от свободы», следом переходя к рассмотрению общественных явлений и процессов.
 
Фашизм – мнимое моральное стремление человека к отказу от свободы ради создания условий его безопасности. Буржуазный конформизм заглушает психологические факторы, выводя иные: готовность человека избавиться от неприятной ему свободы путём вольнодумного, безотчётного поклонения власти авторитарной личности либо общепринятым правилам и нормам.
 
Изначально в личности ничего нет. Дальнейшие её душевные зарождения представляют собой погружение в разные общественные сферы. Однако же, непоколебимой идеей Фромма, как и всего фрейдизма, остаётся идея врождённого одиночества, изолирования личности, так же как выражение бессознательной динамики объяснения её поведения.
Увлекаемые фрейдизмом, мыслители образовали новое течение, в котором стремились обосновать в осмыслении психоанализа индивидуальность исторически культурного изображения разных народов. Главным сторонником такого течения явился американский антрополог и психоаналитик Абрам Кардинер. Он считал, что индивидуальность человека развивается под воздействием культуры. Существуют две среды: естественная и нематериальная, которая включает в себя сказания, мифы, различные вероисповедания и иное. Под влиянием такой среды производится «основная структура личности», которая соответствует каждому человеку в определённой культуре. Структура личности базируется на нескольких уровнях:
 
уровень обыкновенных биологических потребностей;
«основная структура личности», установленная культурой, в коей человек существует;
индивидуальный характер.
 
Маргарет Мид, Ральф Линтон, Рут Бенедикт, и другие учёные занимались вопросами этнопсихологии. Они рассматривали такие аспекты характера как влечение к насилию, проявление агрессии, выказывание подозрений, лживость и другие как составные свойств культуры, что присущи ряду народов. Группа учёных-этнопсихологов изучили около двадцати многообразных культур, большинство из которых составляли туземные этносы. Они сформировали вывод о том, что каждому народу свойственна своя особенная психологическая структура.
 
 

Религиозные взгляды

 
 
«Религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается
какая-то группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения»
Эрих Фромм в середине двадцатых годов познакомился с буддийским учением. С этого момента и до конца своих дней он опирался на буддизм в своей религиозной деятельности.
Результата увлечения психологии религии явилась статья Фромма под названием «Развитие догмы Христа» (1930). В своей статье психолог излагает свою версию психологии религии у марксистов, а так же в статье он показывает и находит идеи, связанные с религией, в социальных и экономических сферах.
 
Так же Эрих Фромм разработал свою концепцию о противоречивой природе человека, его видения на обладание и существование. На основе этого он говорит о двух, существующих в реальном мире, формах религии:
 
Авторитарная природа религии. Бог является силой и властью, находясь за границей мира человечества, но имея господство над ним. Человек, который подвластен данной форме религии, верит в то, что наилучшие качества и черты личности заложены в Боге. Человек отчуждается от окружающего, качества его теряют значимость. Лишь благодаря Богу, можно достигнуть справедливости и доброты внутри себя. В данной форме основу составляют претензии на исключительность интерпретации Бога, и это приводит к розням, основанным на религии. Примеры: кальвинизм, разновидность протестантства.
 
Гуманистический потенциал религии. В данной системе Бог является символом энергии и силы самого человека. К власти Бога над миром не приравниваются потусторонность и запредельность его бытия. Качество запредельности проявляется у самого человека, который является образом и подобием Бога. Чтобы оставаться человеком, индивид должен постоянно выходить за собственные рамки, достигать новых возможностей, преодолевать свои границы. Примеры: ранний буддизм, даосизм, кое-какие составляющие иудаизма, христианства, учения Сократа и т.д.
 
Обе тенденции могут иметь место быть в одной религии.
Фромм относит к религиозным широкий круг идей. Сам он отмечает своё понимание под термином «религия»- «Религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается какаято группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения».
 
Религия в нынешнее время в мысли Запада изучается как фактор интеграции, стабилизации общества, социальной активности и пробуждения творческих возможностей в человеке. Некоторые из мыслей полагали возможным превращение религии в знамя революции, делая её духовным плато для основ радикальных общественных изменений.
 
Заключение
Эрих Фромм – крупнейший мыслитель ХХ века. Он является одним из великой когорты «философов от психологии», а так же духовным лидером Франкфуртской социологической школы.
 
Труды Эриха Фромма актуальны всегда, так как основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности, как реализация продуктивного, жизнетворческого начала.
 
Великий мыслитель стремился разрешить основные противоречия человеческого бытия, опираясь на психоанализ. Выходы из кризиса цивилизации он видел в создании утопического «здорового общества», которое должно было быть основано на принципах гуманистической этики, к которым относилась любовь и гармония между человеком и природой.
 
Эрих Фромм прожил долгую, продуктивную и насыщенную жизнь. Он умер в 1980 году, когда ему было 80 лет.
Нашими современными проблемами являются изолированность, одиночество и бегство от реального мира.
«Для человека всё важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя».
Эрих Фромм
 
Подлинной ценностью человека (в отличие от мнимых, иллюзорных ценностей, популярных в обществе середины ХХ века) Фромм считает способность к любви. Эта идея обсуждается в его работе «Искусство любить. Исследование природы любви». Фромм обращает внимание на то, что в поздних трудах Фрейда человеческая природа объяснялась не только сексуальностью, но и действием двух противоположных инстинктов: страсти разрушения («инстинкт смерти», или Танатос) и страсти любви («жажда жизни», «сексуальность» или Эрос).
Загрузка...
Комментарии
Отправить