Детская игра в современной психологии

Загрузка...
1. Понятие игры
2. Возникновение ролевой игры
2.1. Из истории игрушек
2.2. Причина возникновения ролевой игры
3. Структура ролевой игры
3.1. Сюжет и содержание ролевой игры
3.2. Мотивы игровой деятельности
3.3. Смысловые уровни игры
3.4. Классификация игры
4. Роль игры в психическом развитии ребёнка
4.1. Роль игры в развитии мотивационно-потребностной сферы
4.2. Роль игры в развитии мышления
4.3. Роль игры в развитии эмоциональной сферы
5. Развитие игры на современном этапе
 
 
Данная курсовая работа посвящена проблеме детской игры в современной психологии. Я выбрала именно эту тему из различных других вариантов, потому что считаю, что игра является важнейшей частью детства и психического развития ребёнка, а также способствует развитию важных навыков.

Все мы были когда-то детьми, поэтому вряд ли нам чуждо понятие игра. Мы могли часами провозиться с машинками, куклами, кубиками или обычным куском деревяшки, который тогда мог быть чем угодно для нас. Одни из самых прекрасных воспоминаний и моментов из юных годов ассоциируются у нас именно с этим видом деятельности

Актуальность данной темы: детство - неотъемлемая ступень развития человечества, её невозможно перескочить или пропустить. Детская игра является особенной частью процесса взросления, которая существовала ещё в далёкие времена, когда люди жили в пещерах. Она просто необходима для обучения и воспитания детей. Из этого можно сделать вывод, что данная тема будет актуальна всегда.

Целью курсовой работы является изучение детской игры в современной психологии и определить:

1. Что такое игра?

2. Каким образом может быть понята детская игра?

3. Каковы критерии детской игры?

Задачей курсовой работы является систематизирование и изучение материала на данную тему.

Теоретическая основа работы:

1. Д.Б.Эльконин Психология игры. М., 1999

2. Г.Л. Лэндрет Игровая терапия: искусство отношений

3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольников // Психологическая наука и образование. 2001. №3. - С. 62-70

4. Г. Крайг Психология развития. - СПб., 2006.

5. Т.П. Авдулова Психология игры: современный подход. - М., 2009.

1. Понятие игры.

Нередко можно столкнуться с мнением, что игра - это лишь бестолковое, ненужное и пусто времяпрепровождение. Родители спешат записать своих детей не всевозможные кружки, лишая их свободного времени, лихорадочно прописывая им расписание, где совсем нет места для столь необходимой деятельности, как игра. Они считают, что их чада должны стремиться к навязанным ими же целям, упорно работать, совсем забывая, что этим отбирают у детей детство. У современной ребятни нет времени, чтобы быть собой - детьми.

А ведь игра является незаменимой частью для психического развития ребёнка. Она способствует развитию таких важных навыков как: внутренняя речь, способность к логическому запоминанию, абстрактному мышлению, эмоциональной саморегуляции, умению действовать по правилам и т.д. С помощью неё даже самое скучное дело можно превратить в увлекательное задание. К примеру, если ребёнок упрямиться и не хочет собирать разбросанные игрушки, то можно придумать игру, целью которой будет найти для каждой вещи её домик, где её ждут друзья.

Игра - это не только возможность понять ребёнка, его сущность, но и способ научиться тому, чему его никто не может научить.

Еще Д. Б. Эльконин отмечал: Слово "игра" - не научное понятие в строгом смысле слова. до настоящего времени мы не имеем удовлетворительных определений и объяснений существующих форм игры [1, с. 308].

В то же время в истории психологии и философии игра определяется через следующие признаки:

1. свободная активность, лишенная принуждения;

2. эмоциональный подъем, причем наличие удовольствия от деятельности, а не от ее результата;

3. спонтанность, импровизация, активное опробование себя и предмета игры.

К игре можно отнести следующее: свободное манипулирование игрушками, самостоятельное экспериментирование, игры с правилами и пр. Вместе с этим к игре нельзя отнести тот вид деятельности, где ведущую роль исполняет взрослый (руководит, заставляет и пр.). Таким образом, в игре ребёнок проявляет себя сам, здесь есть место для его спонтанной деятельности и свободы действий.

2. Возникновение ролевой игры.

2.1. Из истории игрушек.

Игра предшествует труду в жизни всякого человека. Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже - игра в войну для удовлетворения этой потребности. [Плеханов, с.342]. Из этих слов можно сделать вывод, что игра является деятельностью, которая появляется на нужду общества, где есть дети, активными членами которого они должны стать.

Такие игрушки, как трещотки, жужжалки, волчки, лук, стрелы, куклы, верёвочки, Е.А. Арканин относит к изначальным. Но они не могли появиться сами по себе - только после возникновения орудий труда, от которых требовалось те же самые функции (вращение, жужжание, ловля животных и т.д.). Все эти игрушки являются продуктом исторического развития. В настоящее время они утратили былую роль как орудия охоты, добычи огня, отпугивания диких животных и т.д., но остались в мире детских игрушек, поменяв свои функции и оставшись практически неизменными по внешней форме. К примеру, завязывание узлов и плетение верёвочки могли быть упражнением для плетения сетей, которые в свою очередь были необходимы для охоты, труда. Сейчас подобные упражнения выродились в движения, которые развивают мелкую моторику рук, что и поныне остаётся весьма полезным.

2.2. Причина возникновения ролевой игры.

Научившись манипулировать с предметами, дети стремятся к самостоятельности, но вместе с этим и к подражанию взрослым. Дети, наблюдая за миром взрослых, с интересом понимают, что разные люди выполняют разные роли в обществе. Они знакомятся с обширной вариацией всевозможных профессий, каждая из которых, так или иначе, заинтересовывают их. Рассмотрим ситуацию в семье, где мама - доктор, а папа - лётчик. Выслушивая рассказы родителей об их работах, ребёнок может захотеть лечить людей, как мама, или летать на самолёте, как папа. Он хочет быть как взрослый, хочет делать то, что и родители, но на данном этапе его развития он не может выполнять определённые функции, соответствующие для данных профессий. Вряд ли шестилетний ребёнок сможет управлять настоящим самолётом, чтобы помочь людям вылететь в нужный город, либо вылечить человека от самой настоящей болезни. Но зато он сможет надеть белый халат, взять игрушечный градусник и соорудить игрушечную больницу, где пациентами будут являться плюшевый мишка, кукла или кто-то из взрослых. Этим самым ребёнок словно примеряет на себя роль данной профессии, он вовлечён в игровую деятельность. Это и есть ролевая игра.

Тем самым, сравнивая свои действия с действиями взрослых, ребёнок знакомится с миром взрослых и готовит почву для возникновения сюжетно-ролевой игры, где он научится примерять на себя роль, исходя из мнимой ситуации, и выполнять правила, вытекающие из выбранной роли.

Родители в этом процессе играют немаловажную роль. Именно они одни из первых начинают играть с детьми, вовлекая их в этот увлекательный мир, где возможно всё. Взрослые поощряют и стимулируют игровое воображение детей. Они слова учат их фантазии, придумывая разнообразные ситуации в игре. Допустим, девочка показывает карандаш и говорит, что это волшебная палочка, а мама тут же включается в игру и восклицает, что та превратила её в лягушку.

К концу раннего возраста дети способны называть себя по-другому (другим именем) и разговаривать от лица этого нового персонажа.

К 4-5 годам дети уже усваивают основные способы игры и начинают самостоятельно пользоваться приобретёнными навыками отдельно от взрослых.

К предпосылкам ролевой игры также относятся:

1. Социальные контакты ребёнка;

2. Качество и степень эмоциональной привязанности к значимому взрослому (чувствуя заботу, защищённость и любовь, исходящие от матери, ребёнок с большей заинтересованностью будет познавать в её присутствии окружающий мир и контактировать с другими детьми)

Ролевая игра появляется не на пустом месте, а в результате изменений функций и места ребёнка в обществе в ходе исторического развития человечества. По своей природе и происхождению она социальна, т.к. возникает на фоне определённых социальных условиях жизни детей.

3. Структура ролевой игры.

3.1. Сюжет и содержание ролевой игры.

Сюжет является важной составляющей ролевой игры, являясь её основой, темой. Он строится на тех знаниях, которыми обладают дети, благодаря чему они создают в игре воображаемую ситуацию. Обычно сюжет возникает на фоне просмотренных мультиков или фильмах, эмоционально затронувших детей. К примеру, посмотрев Три мушкетёра, ребята выбегали на улицы, подхватывали палки и, распределив между собой роли, принимались бегать по двору, изображая из себя отважных героев. Но, пожалуй, одни из самых популярных игр среди дошкольников связаны с бытовыми ситуациями, с которыми они лучше всего знакомы. Ведь каждый день они сталкиваются с ними, видят отношения между родителями, мамой и ребёнком, из чего выливаются игры по типу дочки-матери. Такие игры называются сюжетными. Дети словно репетируют свои будущие роли в социуме.

Но подобные игры не ограничиваются лишь бытовыми ситуациями. Дошкольники старшего возраста любят разворачивать целые воображаемые представления, где они могут играть любую роль, будь то пират, храбрый астронавт, рыцарь или инопланетянин.

Дошкольники младшего возраста пока ещё не способны самостоятельно продумывать сюжет для игры. Они пользуются уже готовыми, предложенными взрослыми вариантами.

Старшие дети из-за своей развивающей фантазии способны самостоятельно продумывать от начала и до конца сюжет для игры, свои действия и уже по выбранному сюжету выбирать нужные игрушки, которые могут понадобиться по ходу игры.

Как же развивается игровой сюжет у дошкольников?

Можно выделить следующие направления возрастных изменений:

1. От бытовых сюжетов к социальным;

2. От неустойчивых - к длительным и развёрнутым;

3. От однообразных и одиночных - к сложно переплетающимся и множественным;

4. От спонтанных - к планируемым.

3.2. Мотивы игровой деятельности.

Нет действий без мотивов, и игровая деятельность - не исключение. Дети никогда не станут привносить в игру то, что им не нравится или что-то, что они считают непривлекательным для них. Ребёнок будет осуществлять то, что удовлетворяет его доминирующим на данный момент потребностям: в общении, признании, самореализации и пр.

В качестве ведущих мотивов можно выделить:

1. быть как взрослый;

2. отделиться от взрослого.

Противоречия, порождаемое этими побудительными мотивами, разрешается через овладение взрослым в игре. Сначала ребёнок просто хотел действовать как взрослый, а с развитием игровой деятельности происходит осознание мотива стать взрослым.

3.3. Смысловые уровни игры.

В игре прослеживаются два смысловых уровня:

1. План реальных действий и объектов;

2. План вымышленных действий и объектов.

Взрослея, дети умело разграничивают реальные и игровые события, прекрасно понимая, где реальность, а где - выдумка. К примеру, изображая из себя воинов, они знают, что остаются детьми и дерутся палками, а не мечами. Но при этом существует, как бы, другая реальность, в которой они чувствуют себя настоящими героями и стремятся действовать согласно своей игровой роли.

Дошкольники старшего возраста способны переключаться с одного плана на другого: разрешить конфликт, возникший в реальной жизни, а потом сразу же снова переключиться в игровой процесс.

Дошкольники младшего возраста не всегда способны различать правду и вымысел в игре, иногда считая, что изображаемые ими действия реальны. В 4-5 лет дети могут приписывать неодушевлённым предметам человеческие черты.

3.4. Классификация игры.

Существует множество различных классификаций, предложенных различными авторами [5, с.70]:

Классификация П.Ф. Лесгафта (одна из первых):

1. Подвижные игры;

2. Игры с правилами;

3. Имитационные игры.

Классификация К. Гросса:

1. Индивидуальные игры:

а) игры, развивающие органы движения;

б) игры, развивающие органы чувств;

в) игры с предметами, где выделяются игры деструктивные и конструктивные;

г) игры, развивающие высшие психические силы;

2. Социальные игры:

а) игры в борьбу;

б) игры в любовь;

в) игры-подражания;

г) социальные игры.

Классификация Г. Крайга:

1. Сенсорные игры;

2. Моторные игры;

3. Игра-возня;

4. Языковые игры;

5. Ролевые игры и имитация;

6. Игры с правилами и игры-состязания.

Классификация С.Л. Новосёловой:

1. Игры, возникающие по инициативе детей;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослых;

3. Этнические, традиционные игры.

Классификация Пиаже:

1. Игры-упражнения;

2. Символические игры;

3. Игры с правилами.

4. Роль игры в психическом развитии ребёнка.

Как уже говорилось ранее, игра представляет собой не просто пустое времяпрепровождение, а деятельность, несущую важные функции для правильного развития ребёнка.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основных психических новообразования, которые формируются в игровой деятельности и определяют весь дальнейший ход психического развития ребёнка [5, с.84]:

1. Формирование умственных действий;

2. Формирование произвольности;

3. Преодоление познавательного эгоцентризма;

4. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Также игра помогает социализации ребёнка, ведь ему необходимо контактировать с детьми. Он учится работать сообща, выслушивать чужое мнение, соотносить его со своим и делать при этом какие-то выводы. В противном случае, с ним никто не будет играть, что сильно ударит по самому ребёнку.

Игра носит и познавательный характер: с помощью неё ребёнок с первых лет своей жизни узнаёт об устройстве мира, который поначалу кажется ему страшно большим и пугающим. Но через игрушки и игровую деятельность этот процесс становится легче и интереснее.

4.1. Роль игры в развитии мотивационно-потребностной сферы.

Развитие общение со сверстниками в игре приводит к мощному развитию мотивов, связанных с социальными интересами, ориентацией на значимого другого, принадлежностью к группе, социальной оценкой и формированием деятельности, приводит также к развитию конкурентных, соревновательных мотивов, особого плана оценки собственной деятельности через сравнение её с эффективностью других детей.

4.2. Роль игры в развитии мышления.

Ребёнок, играя с песком, водой, землёй, либо с другими различными вещами, познаёт их свойства, отличающиеся друг от друга, и возможность манипулирования ими. Он может кусать игрушку, стучать ею об пол или кровать, пытаться впихнуть большой кубик в маленькую коробочку, с интересом пропускать через пальцы песок, наблюдая за его сыпучестью, либо колошматить палкой по воде, а затем замечать, что она стала мокрой.

Благодаря игровой деятельности и полученных от неё результатов, ребёнок делает выводы и приобретает новые факты, с помощью которых познаёт мир, физические свойства предметов, цвета, формы и т.д.

Формируются структурные компоненты мышления: дети учатся сравнивать, классифицировать объекты, соотносить их между собой с помощью определённых действий и манипуляций.

4.3. Роль игры в развитии эмоциональной сферы.

Игровая деятельность является обязательным условием и психологическим механизмом для благополучного развития эмоциональной сферы. Чтобы она нормально развивалась, ребёнку необходимо играть. При всём при этом, игра к тому же даёт возможность ребёнку снять эмоциональное напряжение после тяжёлой для него трудовой и мыслительной деятельности.

Ребёнок научится в игре быть справедливым, соблюдая правила, и ответственным, выполняя грамотно действия и функции, соответствующие его роли в игре. Также закладываются социальные эмоции и способность эмоционально предвосхищать результаты своих и чужих поступков.

Играя в игры, связанные, с бытовыми ситуациями (к примеру, семейными), у ребёнка закладываются нормальные понятия об отношениях между родителями и их детьми. Он учится не только тому, как правильно обращаться с младенцем, укачивать, кормить, одевать, но и любви, теплоте, привязанности и других полезных качеств, которые обязательному ему пригодятся в старшем возрасте.

5. Развитие игры на современном этапе.

Нельзя не упомянуть о том, что игры прошлого века сильно отличаются от игр настоящего времени. Проживая период компьютеризированного века, мы можем заметить, как сильно стали зависеть от техники не только мы, но и наши дети. Родители спешат покупать всевозможные планшеты и электронные игрушки, совсем не думая о том, как могут погубить собственных чад.

С раннего возраста современные дети проводят своё свободное время за компьютерами, из-за чего у них вырабатывается зависимость, пагубно сказывающаяся на развитии их психики. Всё больше детей перестают вживую общаться со сверстниками, играть с ними, предпочитая всему этому интернет-переписку и онлайн игры. Страдает не только психическое здоровье, но и физическое, откуда и идут многочисленные проблемы со слухом и зрением. От малоподвижного образа жизни за компьютером всё больше детей страдают от ожирения.

Уходят в прошлое замечательные игры прошлых поколений, на которых выросли наши бабушки и дедушки, мамы и папы, сделавшие их такими, какие они есть. Всё реже можно встретить на улицах детей, которые бы играли в подвижные игры, развивающие физические навыки.

Это настоящая катастрофа современного мира.

 

Заключение.

Игра - основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста и является важнейшей частью для нормального и благоприятного психического развития ребёнка. Игре не нужно учиться, она доступно для детей любого возраста в том или ином виде. Она позволяет самовыразиться, удовлетворить потребности и осуществить свои стремления, а также раскрыться ребёнку и открыть в себе новые качества, которые обязательно помогут в дальнейшем.

Через игру можно подготовить ребёнка к школе, а после - и помочь учиться, ведь через игровой процесс информация и знания усваиваются лучше и легче.

Происходит социализация: ребёнок учиться правильно общаться, взаимодействовать со сверстниками.

Таким образом, игра - это не просто пустое времяпрепровождение, а необходимая деятельность для каждого ребёнка, через который он познаёт мир и становится личностью.

 

Список использованных источников.

1. Д.Б.Эльконин Психология игры. М., 1999

2. Г.Л. Лэндрет Игровая терапия: искусство отношений

3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольников // Психологическая наука и образование. 2001. №3. - С. 62-70

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2006.

5. Т.П. Авдулова Психология игры: современный подход. - М., 2009.

 

Загрузка...
Комментарии
Отправить